Органный концерт «Ave Maria и музыка Рождества» в Невской ротонде

Продолжительность: 1 час 10 минут

Центр искусства и музыки на Невском 20 — уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020. С 23 декабря 2023 по 8 января 2024 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге звучат концерты VI органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, — все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля проходят на пяти площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.

Ave Maria и музыка Рождества — четыре чудесных сопрано в сопровождении органа представят множество версий великой молитвы, обращенной к Пречистой Деве. Наряду с вариантами Шуберта, Баха–Гуно и Пьяццоллы прозвучат обращения к этой вечной теме Шумана и Бизе, Масканьи и Франка.

Вариант Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. Шедевр, созданный Шубертом, написан на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера», переведенной на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. А вот признанный шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова. В оригинале музыка Ave Maria Астора Пьяццоллы была написана для солирующего гобоя с оркестром и предназначена для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV». Оригинальное название пьесы — Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант — Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци. Яркий аккорд концерта — «Аллилуйя» из известного всем трехчастного мотета Exultate jubilate, написанного еще совсем юным Моцартом.

Сольный орган представлен чудесным ноэлем мастера рококо Луи Дакена и светлейшей Пасторалью Иоганна Себастьяна Баха. Символический финал вечера — одно из самых популярных в западном мире рождественских песнопений «Тихая ночь». Оно принадлежит перу немецкого органиста и композитора Франца Грубера и написано на текст священника Йозефа Мора. Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее Каролино-Августеум.

Ave Maria и музыка Рождества — ангельское пение и космическое величие органа.

Программа:

  • Георг Фридрих Гендель (1685–1789) Ария Amen, alleluja
  • Иогнанн Себастьян Бах (1685–1750) Пастораль фа мажор BWV 590
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Шарль Гуно (1818–1883) Ave Maria
  • Доменико Скарлатти (1685–1757) Ария
  • Луи Клод Дакен (1694–1772) Ноэль
  • Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Alleluja из кантаты Eхultate, jubilate
  • Камиль Сен- Санс (1835-1921) Ave Maria
  • Йоганнес Брамс (1833–1897) Колыбельная
  • Роберт Шуман (1810–1856) Ave Maria (трио)
  • Сезар Франк (1822–1890) Ave Maria (дуэт)
  • Жорж Бизе (1838–1875) Ave Maria
  • Пьетро Масканьи (1863–1945) Ave Maria
  • Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (дуэт, приписывалось Джулио Каччини)
  • Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria
  • Франц Грубер (1787–1863) Ночь тиха (трио)

Исполнители:

  • Вера Чеканова, сопрано
  • Мария Белякова, сопрано
  • Надежда Остапенко, сопрано
  • Полина Бурлака, сопрано
  • Алин Абдурашитова, орган

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.