Центр искусства и музыки на Невском 20 — уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020. С 23 декабря 2023 по 8 января 2024 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге звучат концерты VI органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, — все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля проходят на пяти площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.
Ave Maria и музыка Рождества — четыре чудесных сопрано в сопровождении органа представят множество версий великой молитвы, обращенной к Пречистой Деве. Наряду с вариантами Шуберта, Баха–Гуно и Пьяццоллы прозвучат обращения к этой вечной теме Шумана и Бизе, Масканьи и Франка.
Вариант Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. Шедевр, созданный Шубертом, написан на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера», переведенной на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. А вот признанный шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова. В оригинале музыка Ave Maria Астора Пьяццоллы была написана для солирующего гобоя с оркестром и предназначена для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV». Оригинальное название пьесы — Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант — Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци. Яркий аккорд концерта — «Аллилуйя» из известного всем трехчастного мотета Exultate jubilate, написанного еще совсем юным Моцартом.
Сольный орган представлен чудесным ноэлем мастера рококо Луи Дакена и светлейшей Пасторалью Иоганна Себастьяна Баха. Символический финал вечера — одно из самых популярных в западном мире рождественских песнопений «Тихая ночь». Оно принадлежит перу немецкого органиста и композитора Франца Грубера и написано на текст священника Йозефа Мора. Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее Каролино-Августеум.
Ave Maria и музыка Рождества — ангельское пение и космическое величие органа.
Программа:
- Георг Фридрих Гендель (1685–1789) Ария Amen, alleluja
- Иогнанн Себастьян Бах (1685–1750) Пастораль фа мажор BWV 590
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Шарль Гуно (1818–1883) Ave Maria
- Доменико Скарлатти (1685–1757) Ария
- Луи Клод Дакен (1694–1772) Ноэль
- Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Alleluja из кантаты Eхultate, jubilate
- Камиль Сен- Санс (1835-1921) Ave Maria
- Йоганнес Брамс (1833–1897) Колыбельная
- Роберт Шуман (1810–1856) Ave Maria (трио)
- Сезар Франк (1822–1890) Ave Maria (дуэт)
- Жорж Бизе (1838–1875) Ave Maria
- Пьетро Масканьи (1863–1945) Ave Maria
- Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (дуэт, приписывалось Джулио Каччини)
- Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria
- Франц Грубер (1787–1863) Ночь тиха (трио)
Исполнители:
- Вера Чеканова, сопрано
- Мария Белякова, сопрано
- Надежда Остапенко, сопрано
- Полина Бурлака, сопрано
- Алин Абдурашитова, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.