Центр искусства и музыки на Невском 20 — уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.
Ave Maria и органные шедевры при свечах в ротонде старинной церкви. Вечная и прекрасная тема, вновь раскрытая известными петербургскими музыкантами Ангелиной Огарковой и Екатериной Маришкиной. К теме великой молитвы Ave Maria на протяжении веков не устают обращаться как композиторы, так и исполнители. Она давно вышла за рамки церковного пространства, а к нескольким сотням сочинений, созданных на этот текст, постоянно продолжают присоединяться новые, написанные в наши дни.
Вариант Ave Maria Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Шедевр, созданный Шубертом, написан на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера», переведенной на немецкий язык Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. А вот признанный шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского лютниста и композитора Владимира Вавилова.
Совсем иная история у Ave Maria, написанной властелином танго Астором Пьяццоллой. В оригинале музыка создана для солирующего гобоя с оркестром и предназначена для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV». Оригинальное название пьесы — Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы, стал известен ее вокальный вариант, который исполнила певица Мильва.
Сольный орган представлен творчеством великого Баха, чье 340-летие весь мир отмечает в этом году, а также его сына Карла Филиппа Эммануила. Иоганн Себастьян не знал такой славы, которой при жизни удостоился его старший и самый успешный сын. Гайдн и Моцарт считали его композиторский уровень недостижимым для себя. «Мы все дети, а он отец», — восторженно говорил о нем Моцарт.
В этот вечер также прозвучит Пассакалья выдающегося предшественника и наставника Баха Дитриха Букстехуде, которая полна неразгаданных тайн и нерасшифрованных кодов. Хорошо известно, что музыкант проявлял большой интерес к астрономическим процессам и находился, как и его современники, под влиянием эсхатологических настроений.
Шекспировская тема продолжится в органной версии мирового хита — саундтрека Нино Роты к кинематографическому шедевру Франко Дзефирелли.
Ave Maria и органные шедевры — вечер при свечах в уникальном интерьере старинной ротонды.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария сопрано Mein glaubiges Herz из кантаты Also hat Gott die Welt geliebt BWV 68
- Пастораль фа мажор BWV 590: Alla siciliana — Allemande — Aria — Alla gigue
- Иоганн Себастьян Бах — Шарль Гуно (1818–1883) Ave Maria
- Дитрих Букстехуде (1637–1707) Пассакалия ре минор
- Доменико Скарлатти (1685–1757) Ария
- Карл Филипп Эммануил Бах (1714–1788) Соната III: Allegro — Largo — Allegretto
- Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
- Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
- Алексей Шмитов (1957*) Ноктюрн
- Жорж Бизе (1838–1875) Ave Maria
- Людмила Фадеева-Москалева Ave Mariа
- Нино Рота (1911–1979) A Time for Us
- Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria
- Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
- Ангелина Огаркова, сопрано
- Екатерина Маришкина, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта. Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.