Органный концерт «Ave Maria и вселенные Баха»

25.02
16:00
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Ave Maria и вселенные Баха — петербургские музыканты представляют удивительную программу, в которой Ave Maria прозвучит в инструментальной версии, а голос заменят флейта и виолончель.

Аve Mariа — искренняя и великая молитва, обращенная к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера», изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен композитор положил на музыку семь, одна из которых — Третья песня Эллен с обращением к Деве Марии. В Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия. Прелюдия до мажор — самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор», которая впоследствии была переложена для голоса на канонический латинский текст.

В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разных инструментальных составов. В необъятном органном наследии великого мастера объединилось великое множество жанров — хоральные обработки и трио -сонаты, развернутые многочастные циклы и самые невероятные транскрипции, в числе которых переложения собственных сочинений, струнных концертов Вивальди и представленной в концерте знаменитой органной версии Адажио Алессандро Марчелло из гобойного концерта.

Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через все творчество великого романтика: Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Знаковое сочинение Мендельсона для органа — 6 сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха.

Густав Меркель — ученик Шумана и Райсигера. В его творческом наследии — сонаты, прелюдии, фантазии и фуги для органа, камерная инструментальная музыка с органным сопровождением. Большой популярностью пользуются сочинения композитора для органа в четыре руки. Французский гость вечера — Жан Арист Ален — французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Прожив всего 29 лет, он геройски погиб во Второй Мировой войне, оставив в наследии самобытнейшие сочинения. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока.

Ave Maria и вселенные Баха — музыка, победившая время.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга a-moll BWV 543
  • Алессандро Марчелло (1673–1747) — Иоганн Себастьян Бах Адажио из концерта ре минор BWV 974
  • Иоганн Себастьян Бах — Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Jesus Christus, unser Heiland, BWV 666
  • Трио-соната № 6 соль мажор BWV 530: III. Allegro
  • Густав Меркель (1827–1885) Ариозо для виолончели и органа ор.55
  • Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria (переложение для органа и флейты)
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 3 ля мажор ор.65/31: I. Con moto maestoso
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria (переложение для органа и флейты)
  • Жан Арист Ален (1911–1940) 3 Момента для флейты и органа

Исполнители:

  • Аксиния Колесникова, флейта
  • Маргарита Федосеева, виолончель
  • Полина Курдюкова, орган

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.