Органный концерт «Ave Maria». V органный фестиваль «Венок Рождества»

Продолжительность: 1 час 10 минут

С 23 декабря 2022 по 8 января 2023 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты V органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут в четырех храмах с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами. Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастераТомаса Хьюза (1903), а спрятанный зафасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером иисторией. Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, построенный попроекту Леонтия Бенуа, – настоящий французский уголок Петербурга. Здесьустановлен уникальный исторический орган Walcker (1910), изготовленный одной изсамых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм. Встарейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику. Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в сердце северной столицы и четыре самобытных органа – более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Органнад городом»!

Ave Maria – что может быть прекраснее накануне Рождественского сочельника? Фестиваль откроют замечательные петербургские музыканты Лилия Кузнецова и Самира Галимова.

Аve Mariа – вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» эту молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Вариант Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. История другого шедевра, созданного Шубертом, очень интересна. Аve Mariа написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. А вот признанный шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова.

Специальный гость вечера – Вольфганг Амадей Моцарт. Знаменитая виртуозная «Аллилуйя», написанная в стиле лирической арии, которой заканчивается мотет Exsultate, Jubilate, изначально была создана специально для знаменитого певца-кастрата Венанцио Рауццини, но в наше время является одной из самых исполняемых арий в репертуаре сопрано. Ave verum – удивительный по своему мелодизму мотет, написанный Моцартом в последний год жизни. Panis Angelicus – самое известное сочинение выдающегося органиста и композитора, главы романтической органной школы Сезара Франка. Это предпоследняя строфа текста гимна Sacris Solemnis, написанного Фомой Аквинским для Праздника Тела и Крови Христовых. Отдельное сочинение, созданное для тенора, арфы, виолончели и органа, композитор впоследствии включил в свою мессу – Messe à troi voix. Сольный орган представлен сочинениями Баха, Мендельсона и Райнбергера. Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции.

Творчество Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Окончив Мюнхенскую консерваторию в возрасте пятнадцати лет, Райнбергер вернулся в нее в двадцать, чтобы начать свою собственную долгую преподавательскую карьеру, за время которой воспитал выдающихся органистов, пианистов, композиторов и дирижеров. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры.

Непревзойденный виртуоз орган Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Цикл из Шести сонат – центр органного мира композитора. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. В первой части сонаты № 3 звучит хоральная тема, перерастающая в масштабную фугу, а финал перекликается со знаменитыми «Песнями без слов».

Ave Maria – проникновенный декабрьский вечер в ожидании Рождества.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор BWV 572
  • Ария Schafe können sicher weiden (Овцы могут пастись спокойно)
  • из Охотничьей кантаты Was mir behagt, ist nur die muntre Jagd BWV 208
  • Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Мотет Ave verum corpus KV 618
  • Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 3 ля мажор op.65:
  • Allegro maestoso – Andante tranquillo
  • Сезар Франк (1822–1890) Panis angelicusиз Торжественной мессы ля мажор op.12
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria: Ля мажор, Си-бемоль мажор
  • Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Allegro moderato из Сонаты для органа № 16 соль-диез минор op.175
  • Ave Maria op.157/6
  • Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
  • Вольфганг Амадей Моцарт Alleluja из Мотета Exsultate, jubilate (Ликуйте, радуйтесь) KV 165

Исполнители:

  • Самира Галимова, сопрано
  • Лилия Кузнецова, орган

Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.