BACH и Бахорама – концерт харизматичной Марии Короновой. Бах и его великий предшественник, глава северно-немецкой органной школы Дитрих Букстехуде.Лучшие страницы летописи органной Франции: Видор, Мессиан, Хаким. Философский дух Германии и неповторимый флер Франции.
Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. Музыкальный язык немецкого гения созвучен любой эпохе и неизменно вызывает сильнейший катарсис у любой публики. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разных инструментальных составов. Развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор Бах сам впервые исполнил в церкви Святого Павла в Лейпциге на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали.Иоганн Себастьян неоднократно обращался к си минору при создании сочинений, повествующих о драматических событиях. Вспомним легендарную арию Erbarme dich из Страстей по Матфею.
Творчество Баха всегда привлекало и продолжает привлекать композиторов разных стран и эпох. Не остался в стороне и родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор, создав уникальный цикл Bach’s Memento (Воспоминание о Бахе), где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна, созданные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями.Шарль-Мари Видор – композитор и органист рубежа XIX-XX столетий,автор 10 органных симфоний, в течение 64 лет служивший органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис. Музыкант воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику.
Убежденный католик, композитор, органист, педагог, ученый-орнитолог Оливье Мессиан создал свою Вселенную, находясь в полной уверенности, что не придумал ничего нового. Осмысляя христианскую традицию в современной реальности новаторским музыкальным языком, мастер безоговорочно следовал доктрине Католической церкви. «Бог среди нас» – апофеоз цикла из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне».
Фантазия нашего современника Наджи Хакима «БахОрама» написана на самые известные мотивы из сочинений великого немца. Хаким – французской композитор и органист ливанского происхождения, ученик Жана Лангле и преемник Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже.
BACH и Бахорама – потрясающий органный квест!
Программа:
- Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката фа мажор BuxWV 156
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Partite Diverse Sopra Ach, was soll ich Sünder machen BWV 770
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544
- Шарль-Мари Видор (1844–1937) Симфония №6 соль минор, op.42/2:
- II Adagio V Finale
- Наджи Хаким (1955*) Бахорама (Фантазия на темы Баха)
- Оливье Мессиан (1908-1992) La Nativité: IX. Dieu parmi nous (Бог среди нас из цикла «Рождество Христово»)
Исполнитель:
Мария Коронова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.