Органный концерт «Бах, готика Франции и ритмы Астурии»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Бах, готика Франции и ритмы Астурии – концерт одного их самых ярких органистов нашего времени Александра Новоселова, в котором встречаются барочная Германия, романтическая Франция и знойная Испания.

Творчество самого органного композитора Вселенной Иоганна Себастьяна Баха представлено масштабными двухчастными циклами и хоральными обработками, которые занимают в наследии мастера особую нишу. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Многие из баховских хоральных обработок настолько популярны, что используются в мировом кинематографе. Так, хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господь», использована в сцене невесомости культового фильма Тарковского «Солярис» в обработке Эдуарда Артемьева. Прелюдия и фуга ля минор, названная «Великой», создана в Веймаре и поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Развернутый цикл из Токкаты с фугой ми мажор объединяет виртуозную токкату с двумя грандиозными фугами.

Фантастический и бескрайний мир французского симфонического органа, рождённого гением органостртителя Аристида Кавайе-Коля, представлен творчеством Александра Гильмана и Леона Боэльмана. Александр Гильман – выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки. Сочинения таких композиторов как де Гриньи, Клерамбо, Маршан обрели известность благодаря его энтузиазму. Музыкант был инициатором открытия двух крупнейших учебных учреждений. Это Schola Cantorum de Paris – частная консерватория в Париже, основанная в противовес Парижской консерватории с акцентом ее на оперу, и Органная школа Гильмана в Нью-Йорке. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа. Неожиданная и яркая краска концерта – вариант легендарной Астурии Исаака Альбениса в версии для органной педали соло! Имя композитора неразрывно с новым направлением испанской музыки Ренасимьенто, возникшего на рубеже XIX–XX,и ратовавшего за возрождение испанской национальной культуры. Прелюдия Альбениса, она же Астурия или Легенда, знакома нам более всего в версии для классической гитары, однако изначально она предваряла фортепианный цикл «Испанские песни». Неожиданный гость вечера – Антонио Валенте, слепой от рождения композитор и органист эпохи Возрождения.

Бах, готика Франции и ритмы Астурии – фантастическая программа в исполнении признанного виртуоза!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
  • Хоральные прелюдии:
  • Приди, язычников, Спаситель BWV 599
  • Иисус, моя радость BWV 610
  • Я взываю к Тебе, Господь BWV 639
  • Токката и фуга ми мажор BWV 566
  • Леон Боэльман (1862–1897) Готическая сюита в 4-х частях:
  • Интродукция – Менуэт – Молитва – Токката
  • Исаак Альбенис (1860–1908) Астурия для педали-соло.
  • Антонио Валенте (1565–1580) Романеска
  • Александр Гильман (1837–1911) Финал из Органной сонаты N1 ре минор

Исполнитель:

  • Александр Новоселов, орган

Санкт-Петербург