Бах и бахианцы. Влияние германского гения на творчество композиторов разных стран и эпох неоспоримо и продолжается по сей день. В концерте блистательной Марии Лобецкой встретятся Шесть Шюблеровских хоралов Иоганна Себастьяна Баха и Три хорала убеждённого бахианца Сезара Франка.
Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления. Далеко не все эти шедевры вошли в пять, сборников, сформированных самим Бахом. Особый интерес вызывают цикл из шести Шюблеровских хоралов, названных по имени издателя, которые являются транскрипциями арий из кантат и выходят за привычные рамки хоральных прелюдий.
Связь с Бахом безошибочно прослеживается в музыкальном языке Сезара Франка – великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Бахом. Великолепное владение незаурядным композиторским мастерством проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со баховских времен. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы. Каждый из трех хоралов цикла настолько масштабен, что очень часто органисты исполняют их по отдельности. В музыкальной ткани шедевра удивительным образом переплелись барочная и романтическая традиции, проникновенный мелодизм и строгость полифонии. Первый хорал оптимистичен и жизнеутверждающ. Второй – исполнен глубочайшего трагизма. Третий – прост и строен.
Бах и бахианцы – звучащая красота Вселенной.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Шесть Шюблеровских хоралов BWV 645-650
- Сезар Франк (1822–1890) Три хорала FWV 38-40
Исполнитель:
Мария Лобецкая, орган
Санкт-Петербург
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.