Бах и орган по-французски в концерте Аллы Морозовой. Вершина немецкого барокко Иоганн Себастьян Бах и французский романтический орган — прекрасное сочетание, позволяющее публике прикоснуться к неисчерпаемым возможностям Короля инструментов.
Бах, чье мышление воистину космично, объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почётное место. Ранний шедевр гения объединяет двадцать вариаций.Сочинение делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крёстный путь и вознесение Христа. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко, но именно Бах достиг в этом жанре абсолютного совершенства Синфония одной из кантат Баха прозвучит в интереснейшей органной транскрипции выдающегося французского органиста и композитора Марселя Дюпре. Прошли столетия, а флейтовые сонаты Баха по сей день необычайно популярны и востребованы. Они созданы в Кётене, где Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда, руководя, в основном, исполнением камерной музыки. Популярная Сицилиана, которая прозвучит в органной версии великого Луи Вьерна, является средней частью сонаты ми-бемоль мажор, и давно уже исполняется в качестве отдельного номерав транскрипциях для самых разных инструментов.
Новая эра органа началась во Франции с появлением симфонического органа, связанного с именем знаменитого французского органостроителя-новатора Аристида Кавайе-Коля. Он реконструировал духовые органы так, что они смогли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Жанр органной симфонии родился именно во Франции, в нем преуспели такие выдающиеся композиторы, как Видор и Вьерн, а главой французской романтической школы по праву считается убежденный бахианец Сезар Франк. Бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Самое известное органное сочинение Франка Прелюдия, фуга и вариация написано в форме барочного триптиха музыкальным языком романтизма. Луи Вьерн — гений французского симфонического органа, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази «джазовые» созвучия. Выдающийся композитор и органист Марсель Дюпре, чья Прелюдия и фуга фа минор заявлена в концерте, — ученик великих органных мэтров — Гильмана, Видора и Вьерна. Органный дебют вундеркинда состоялся в возрасте восьми лет, а за свою долгую жизнь он с головокружительным успехом гастролировал в многочисленных странах Европы, а также в Австралии, Канаде и Америке. Музыкант дал две серии по десять концертов, включавших все органные произведения Баха, которые исполнил наизусть. Ряд сочинений мастера столь технически сложен, что некоторые из них исполнить мог только он сам! Еще один французский гость — Александр Боэли, музыкант, который оставался верен прекрасной эпохе барокко и безуспешно пытался продвинуть её наследие. Блестящий талант музыканта, которого не ценили при жизни, был отмечен великим органистом и композитором Сезаром Франком.
Бах и орган по-французски — музыка для всех.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалья до минор BWV 582
- Хоральная обработка Christ unser Herr zum Jordan kam BWV 684 из цикла «Третья часть клавирных упражнений»
- Синфония из кантаты Wir danken dir, Gott wir danken di BWV 29 (транскрипция для органа Марселя Дюпре)
- Иоганн Себастьян Бах Сицилиана из сонаты №2 для флейты и basso continuo ми-бемоль мажор BWV 1031 (переложение для органа соло ЛуиВьерна)
- Александр Боэли (1785–1858) Andante con moto op. 18 №1
- Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариация ор. 18
- Луи Вьерн (1870–1937) Интермеццо из органной симфонии №3 фа-диез минор ор. 28
- Марсель Дюпре (1886–1971) Прелюдия и фуга фа минор ор. 7
- Луи Вьерн Органная симфония №5 ля-минор ор 47: V. Finale
Исполнитель:
лауреат международных конкурсов Алла Морозова, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.