Органный концерт «Бах и органная сага Европы»

25.05
20:00
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

Бах и органная сага Европы. Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения Великого Мастера входят в золотой фонд любого концертирующего органиста, и это неудивительно — ведь в течение всей жизни орган оставался его любимым инструментом.

Прелюдию и фугу ми минор, написанную Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736, во время его пребывания в Лейпциге, часто называют «симфонией из двух частей» для органа в силу его масштабов. Массивная структура прелюдии считается одной из самых сложных в жанре, а фуга получила название «клин» из-за хроматического движения темы фуги «наружу». А вот авторство самого популярного органного сочинения Иоганна Себастьяна, Токкаты и фуги ре минор, уже давно вызывает у исследователей его творчества сомнения.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.

Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот шедевров для Короля инструментов. Поздний романтик и неоклассик в одном лице представлен своим ранним, но, пожалуй, самым популярным опусом Интродукция и пассакалья. Именно Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени.

Убеждённый «бахианец» Сезар Франк, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. В его творчестве удивительным образом соединились барочная и романтическая традиции. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр — три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Луи Вьерн — гений французского симфонического органа, автор органных симфоний и чудесных программных миниатюр, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он в то же время был одержим поиском.

Бах и органная сага Европы — топ 10 органного репертуара!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Маленькая прелюдия и фуга
  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката ре минор BuxWV 15
  • Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга ми минор BWV 548
  • Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалия фа минор ор. 63
  • Луи Вьерн (1870–1937) Симфония для органа №1 ре минор ор. 14:
  • Прелюдия, фуга и скерцо
  • Сезар Франк (1822–1890) Героическая пьеса FW37

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Александр Патрушин, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.