Бах и XX век — за органом известная московская органистка Софья Иглицкая. В этот вечер Иоганн Себастьян Бах предстанет в кругу своих последователей — Регера, Хиндемита и Танеева. Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Во вселенной Баха сосредоточены творческие поиски многочисленных музыкантов разных стран и эпох. В концерте прозвучит самое известное сочинение мастера —Токката и фуга ре минор, а также одна из хоральных обработок. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.
Представитель позднего романтизма и неоклассицизма в одном лице Макс Регер, писавший в разных стилях, создал более двухсот шедевров для короля инструментов. В нашем концерте его творчество озвучено циклом из трех пьес, а также ранним, но, пожалуй, самым популярным опусом «Интродукция и пассакалья». По словам композитора, Бах был для него для «началом и концом всей музыки».
Среди органных бахианцев XX века наиболее выделяется Пауль Хиндемит. Он принимает эстафету у своих предшественников-романтиков, продолжая немецкую органную традицию.
Русская музыка представлена именами Танеева, Калинникова, Чеснокова и Кушнарева. Сергей Танеев продолжил баховские традиции в русской культуре, возрождая интерес к творчеству старых мастеров среди русских музыкантов. Время показало историческую дальновидность композитора, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии и универсальности. Хоральные вариации для органа Сергея Танеева созданы в традициях хоральных обработок эпохи барокко.
Хоровые сочинения Василия Калинникова и Павла Чеснокова прозвучат в органных транскрипциях выдающейся российской органистки Любови Шишхановой.
Концерт завершит Пассакалья Христофора Кушнарева — его экзаменационная работа по полифонии во время обучения в Ленинградской консерватории, пользующаяся популярностью у органистов. Выдающийся русский органист и педагог Исай Браудо — первый исполнитель этого сочинения.
Бах и XX век ждут вас!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
- Хоральная прелюдия Allein Gott in der Höh' sei Ehr' (Слава в вышних Богу) BWV 663
- Пауль Хиндемит (1895–1963) Соната для органа № 1 I часть
- Макс Регер (1873–1916) Три пьесы op. 129: Токката, Basso ostinato, Прелюдия
- Интродукция и пассакалия ре минор WoO IV/6
- Сергей Танеев (1856–1915) Хоральные вариации ля мажор: Tema – Canone per moto contrario – Basso ostinato – Fughetta
- Василий Калинников (1866–1901) «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи» для хора (переложение для органа Любови Шишхановой)
- Павел Чесноков (1877–1944) «Заступнице усердная» для хора (переложение для органа Любови Шишхановой)
- Христофор Кушнарев (1890–1960) Пассакалия фа-диез минор
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов София Иглицкая, орган (Москва)
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.