Органный концерт «Бах по Вивальди и Annum per annum»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Цикл концертов «Органные истории Старого города»

Органный концерт «Бах по Вивальди и Annum per annum»

Бах по Вивальди и Annum per annum — за органом Сергей Буслов. Музыкант предлагает совершить бросок во времени — от Баха до Пярта. Именно органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, он оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Концерты Баха «по Вивальди» всегда будут вызывать множество споров между органистами и скрипачами. Любой органист с уверенностью назовёт их концертами Баха, но также и любой скрипач несомненно назовёт их концертами Вивальди. Лейпцигский кантор столь мастерски переложил для органа струнные концерты неистового рыжего аббата, что публика забыла их истинного создателя. Annum per annum — сочинение выдающегося эстонского композитора Арво Пярта. Оно написано в форме органной мессы и напоминает о гениальном сочинении Баха. Иоганну Себастьяну Пярт посвятил несколько композиций: это Коллаж на B-A-C-H, Маленький концерт на B-A-C-H и своеобразная шутка «Если бы Бах разводил пчёл».

Французская линия концерта ведет нас из чудесной эпохи рококо в бушующий мир симфонического органа. Франсуа Куперен — непревзойдённый мастер рококо, ещё при жизни получивший титул «Великий». Основу творческого наследия Куперена, родившегося в семье с вековыми музыкальными традициями, составляют сочинения для клавесина: это более 250 пьес, изданных в четырех сборниках. Изысканно выписанные кружева рококо отличаются безупречностью вкуса и новизной тембров. Богатство фантазии композитора воплотилось в его программных пьесах, имеющих самую разную направленность: портретную, пейзажную, жанровую. Важная часть наследия Куперена — его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам Иоганн-Себастьян Бах. Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году бытия, Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы. Жан Арист Ален объединил в своих сочинениях самые разнообразные стили и жанры, Восток и Запад. Продолжая традиции своих великих наставников Марселя Дюпре и Поля Дюка, он также был созвучен выразительному языку Дебюсси и Мессиана.

Бах по Вивальди и Annum per annum — присоединяйтесь к необыкновенному музыкальному вояжу!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1770) Прелюдия и фуга для органа си минор BWV 544
  • Франсуа Куперен (1668–1733) Tierсе en Taille
  • Жан Арист Ален (1911–1940) Фантазия № 2 1936 г.
  • Сезар Франк (1822–1890) Хорал № 1 для органа ми мажор FWV 38
  • Арво Пярт (*1935) Annum per annum (Год за годом) (1980)
  • Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах Концерт для органа № 2 ля минор BWV 593: Allegro — Adagio — Allegro

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Сергей Буслов, орган

Без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.