Органный концерт «Бах под вечерней звездой»

Продолжительность: 1 час 10 минут

«Бах под вечерней звездой» – в концерте Елены Антипиной представлены лучшие органные сочинения барочной Германии и романтической Франции.

Вершина немецкого барокко – Иоганн Себастьян Бах, неизменным творческим спутником которого являлся Король инструментов. Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко, но именно Бах достиг в этом жанре абсолютного совершенства. А вот авторство самого популярного сочинения Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается. Да, это та самая Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников.

Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Убеждённый «бахианец» Сезар Франк, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. «Сущность музыкального произведения заключена в его идее, – говорил Франк, – она – душа музыки, а форма – только телесная оболочка души». Этот удивительный человек писал божественную музыку, соединяя в ней землю и небеса: отмеченная высокой духовностью и безупречностью формы, она доходит до самого сердца, продолжая волновать и восхищать наших современников. Цикл Прелюдия, фуга и вариации си минор – одно из самых популярных сочинений органного репертуара, написан в форме барочного триптиха. Ученик Сен-Санса, органист церкви Святого Августина в Париже с 62-летним стажем, Эжен Жигу писал исключительно музыку для органа, как религиозную, так и светскую. Кроме исполнительской и композиторской деятельности, он зарекомендовал себя прекрасным педагогом. В 1885 году Жигу основал свою органную школу, из которой вышли такие выдающиеся органисты-композиторы, как Форе, Руссель, Боэльман и другие. Токката из цикла «10 пьес для большого органа» – один из признанных хитов для Короля инструментов. Луи Вьерн – гений французского симфонического органа, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази-джазовые созвучия. Музыкант занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии и циклы программных пьес по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов.

Бах под вечерней звездой – золото органного репертуара.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалия и фуга BWV 582
  • Хоральная прелюдия Liebster Herr Jesu, wir sind hier BWV 731 (Иисусе, мы пред тобой)
  • Токката и фуга ре минор BWV 565
  • Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659 (Приди, язычников Спаситель)
  • Wir gläuben all an einen Gott BWV 680 (Мы все верим в одного истинного Бога)
  • Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариации ор.18
  • Эжен Жигу (1844–1925) Токката си минор из цикла «10 пьес для органа»
  • Луи Вьерн (1870–1937) Вечерняя звезда op.54
  • Адажио и финал из органной симфонии №3 op.28

Исполнитель:

Елена Антипина, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.