Центр искусства и музыки на Невском 20 — уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.
Бах-Пьяццолла-музыкальные мистификации — чудесная программа из лучших сочинений мировой классики в исполнении виртуозов северной столицы. Альянс скрипки и органа. Кружева барокко, вольный ветер романтизма и непередаваемая энергетика аргентинского танго.
Концерт откроет самое «органное» сочинение — Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха, по поводу подлинного авторства которой по сей день ведутся великие профессиональные дебаты. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. Канон ре мажор, написанный к собственной свадьбе, еще при жизни его создателя пользовался большой популярностью, но, как это бывает, со временем был забыт и обрёл второе рождение лишь в 20 веке.
Бах и Пьяццолла. Этих двух композиторов разделяют века, но объединяет нечто большее. Под влиянием баховской полифонии маэстро нового танго создал особую музыкальную форму «танго-фуга». Это уникальный выразительный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. «Танго было очень скучным, пока не появился я», — как-то обмолвился Пьяццолла.
Мария Терезия фон Парадиз — австрийская пианистка и композитор. Музыкант-вундеркинд, в раннем детстве потерявшая зрение, любимая ученица Сальери и любимица публики, талантом которой восхищался Моцарт. Известная всем Сицилиана для скрипки и фортепиано ми бемоль мажор была опубликована в 1924 году, но по одной из версий сочинена американским скрипачом Самуилом Душкиным. Вас ждет встреча с еще одной чудесной Сицилианой, написанной Габриелем Форе, музыкантом XIX столетия и классиком XX века, представителем ускользнувшей эпохи романтизма и символизма. Необычайная красота мелодий и изысканность гармоний «французского Шумана» делают его музыку узнаваемой с первых тактов.
Еще одна музыкальная мистификация — многочисленные сочинения Фрица Крейслера. Скрипач-виртуоз и композитор создал цикл скрипичных пьес «Классические рукописи» — 19 миниатюр, написанных в стилистике сочинений XVIII века. В целях мистификации он скрыл свое авторство, выдав пьесы за транскрипции. Параллельно шутник издал и свои стилизации старинных венских вальсов, которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке. Романтические ноты вечера — шедевр Шуберта Ave Maria, написанный на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера», и Пассакалья Йозефа Райнбергера — мастера контрапункта и композиции, создавшего чудесные по своей мелодичности шедевры.
Бах-Пьяццолла-музыкальные мистификации — прекрасное начало петербургской весны.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор
- Франческо Верачини (1690–1768) Соната op.2 № 8 ми минор для скрипки и basso continuo:
- Allegro – Ritornello: Largo – Cantabile – Ritornello – Giga: Allegro
- Иоганн Пахельбель (1653–1706) Канон ре мажор T.337
- Мария Терезия фон Парадиз (1759–1824) Сицилиана для скрипки ми-бемоль мажор
- Йозеф Габриэль Райнбергер (1839–1901) Пассакалия из цикла 12 характеристических пьес для органа op. 156
- Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
- Габриэль Форе (1845–1924) Сицилиана соль минор op. 78
- Фриц Крейслер (1875–1962) Прелюдия и Аллегро в стиле Пуньяни
- Астор Пьяццолла (1921–1992) Oblivion (Забвение)
- Либертанго
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
- Маргарита и Евгений Актисовы, скрипка
- Майя Мокрецова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.