Блеск токкат и мистика пассакалий — волшебный мир популярных органных жанров в концерте петербургской органистки Лилии Кузнецовой.
Токката — виртуозный блестящий жанр, к которому обращались и продолжают обращаться композиторы самых разных эпох: это строгая сдержанность старых мастеров и космический размах Баха, звуковая лавина французских романтиков и эклектика наших дней, где каждый высказывается на своем языке. Прозвучит Токката из сборника Apparatus Musico Organisticus старшего современника Баха — Муффата, создавшего музыкальный язык, основанный на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.
Баховская Токката и фуга ре минор не нуждается в представлении, оставаясь неизменно самым популярным органным опусом. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Бахом в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически выверенной фугой.
Романтическая токката представлена одним из один из признанных хитов для Короля инструментов Эжена Жигу — ученика Сен-Санса, органиста парижской церкви Святого Августина с 62-летним стажем, писавшего исключительно музыку для органа, как религиозного, так и светского характера.
Пассакалья — пьеса, написанная в форме вариаций на повторяющемся басовом голосе. Она родилась в Испании XVII века и достигла расцвета в творчестве Баха, Генделя, Букстехуде, затем практически исчезнув из мира музыки. Ренессанс произошел в XX столетии, возродившись в симфониях, операх и самостоятельных сочинениях. Так, важнейшую драматургическую нагрузку пассакалья несет в опере Шостаковича «Катерина Измайлова». Это сочинение прозвучит в концерте наряду с ранним шедевром Баха — Пассакальей и фугой. Сочинение состоит из двух десятков вариаций, хотя обычно их количество не превышает шести. Басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей гениальной фуги.
Романтический вариант пассакальи представлен опусом немецкого композитора Райнбергера.
Блеск токкат и мистика пассакалий — прогулка сквозь века.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
- Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Пассакалия из Сонаты № 8 op.132
- Георг Муффат (1653–1704) Токката XII си-бемоль мажор из сборника Apparatus Musico Organisticus
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975) Пассакалия из оперы «Катерина Измайлова» op.29
- Иоганн Себастьян Бах Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564
- Эжен Жигу (1844–1925) Токката из 10 пьес для органа
- Иоганн Себастьян Бах Пассакалия и фуга до минор BWV 582
Исполнитель:
- Лилия Кузнецова, орган