Органный концерт «Германия — Бах — Эволюция»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Германия – Бах – Эволюция – интереснейшая задумка Лилии Кузнецовой, которая приглашает проследить эволюцию жанра цикла Прелюдии и фуги на примере самой органной страны – Германии.

Наиболее ранние образцы жанра прелюдии относятся к XV и представляют собой импровизационное вступление к основной пьесе. В XVIII столетии прелюдии стали создаваться и как самостоятельные пьесы, и как устойчивые циклы в творчестве Иоганна Себастьяна Баха и его старших современников, где импровизационная, написанная в свободном стиле прелюдия, контрастировала с математически четкой фугой.В XIX-XX наряду с масштабными двухчастными, как у Баха, охватывающими все тональности (24 прелюдии и фуги для фортепиано Шостаковича), циклы стали расширяться до трех частей, как например у Сезара Франка. Параллельно развивался жанр прелюдии как самостоятельной пьесы (Шопен, Скрябин, Дебюсси, Рахманинов).

Букстехуде –— великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке.Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом. К началу XVIII века представитель той же, северонемецкой органной школы Винсент Любек был одним из самых востребованных музыкантов Германии, но несмотря на долгую жизнь и высокую репутацию, сохранилось очень мало его сочинений. Николаус Брунс – немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни он был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа. И, наконец, – Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга ре мажор создана в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой. Прелюдия и фуга ре минор, относящаяся к раннему периоду творчества мастера, отличается виртуозной фугой, которая является органной обработкой фуги из сольной скрипичной сонаты соль минор.

Связь с баховской традицией – основа органного творчества великого романтика Феликса Мендельсона-Бартольди. Помимо своей композиторской деятельности, Мендельсон, вернувший музыку Баха из забвения, был виртуозным органистом. Самое его популярное сочинение для органа – цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.

Программа:

  • Николаус Брунс (1665– 1697) Прелюдия ми минор (большая)
  • Винсент Любек (1654–1740) Прелюдия ми мажор LubWV 7
  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия соль минор BuxWV 149
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре минор BWV 539
  • Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Две Прелюдии и фуги op.37:
  • № 2 соль мажор
  • № 3 ре минор

Исполнитель:

Лилия Кузнецова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.