Космос Баха и сияние Моцарта — погружение в бесконечную вселенную Баха и солнечную систему Моцарта. Что роднит двух этих столь непохожих композиторов, лучших представителей барокко и венской классики? Все просто — гениальность. Сочинения Баха и Моцарта являются эталоном совершенства и красоты в музыке. Бах считал свой труд служением Богу и в конце рукописей писал Soli Deo Gloria (Единому Богу слава!). Моцарт настолько был погружен в музыку, что «слышал» свои опусы сразу целиком и просто записывал это на бумаге. Кстати, бытует версия, что, открыв для себя музыку Иоганна Себастьяна в достаточно зрелом возрасте, Вольфганг Амадей под ее влиянием претерпел значительную эволюцию стиля. Биография Моцарта и обстоятельства его ранней смерти дали почву для появления различных художественных вымыслов и расхожих мифов, неоспоримо лишь одно — Моцарт был гением!
Несмотря на всю глубину и философичность баховских опусов, круг почитателей творчества великого мастера не ограничивается избранным сообществом музыкальной элиты, они находят отклик практически у самой широкой публики. В концерте представлен широчайших спектр органных жанров, в которых творил Иоганн Себастьян. Величайший новатор своей эпохи, Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Из баховских опусов в программе также прозвучит монументальный двухчастный цикл Прелюдия и фуга ми минор, органные транскрипции широко известной Сицилианы из флейтовой сонаты и частей из самых популярных кантат. Основательно изучив творчество Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян сделал ряд органных версий струнных концертов солнечного венецианца. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных переложений Баху, а не Вивальди!
Моцарт оставил небольшое количество опусов для органа, но они заслуживают особого внимания, пользуясь неизменной заинтересованностью исполнителей и публики. Фантазия фа минор (Adagio и Allegro KV 594) написана Моцартом по специальному заказу для исполнения на механическом органе в музее Muller Exhibition Hall (мемориале памяти фельдмаршала Лаудена). В год своей смерти, Моцарт написал еще одну Фантазию для этого же мавзолея. И если первая просто хороша, то вторая KV 608 — гениальна Моцарт писал для механического органа, но мыслил в совсем других масштабах, поэтому его пьесы прочно вошли в репертуар органистов. Продолжение истории — легендарная Маленькая ночная серенада в органной версии. Космос Баха и сияние Моцарта — просто о вечном.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
- Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт до мажор BWV 594: I часть
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия O mensch, bewein' dein' sunde gross BWV 622
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор KV 608
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Сицилиана из Сонаты для флейты BWV 1031
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Аллегро из Маленькой ночной серенады
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хорал «Иисус, моя радость» из кантаты № 147
- Прелюдия и фуга ми минор BWV 548
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Адажио и аллегро фа-минор KV 594
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Синфония из кантаты «Мы благодарим Тебя, Господи» BWV 29
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
- Юлия Иконникова, орган
Москва