Органный концерт «Круг Баха, неистовый аббат и Монастырская месса»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском

Органный концерт «Круг Баха, неистовый аббат и Монастырская месса»

Круг Баха, неистовый аббат и Монастырская месса — за органом Анна Юсупова.

Творчество немецкого гения Иоганна Себастьяна Баха оказало неоспоримое влияние на мировую музыкальную культуру. Орган — константа баховского творчества. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Хоральная прелюдия фа минор — один из хитов органного репертуара, достигла пика популярности после выхода культового фильма Андрея Тарковского «Солярис». Бах писал практически во всех жанрах, кроме оперного, делал абсолютно гениальные транскрипции собственных сочинений, смело экспериментируя с различными инструментальными составами.

Концерты Баха «по Вивальди» всегда будут вызывать множество споров между органистами и скрипачами. Любой органист с уверенностью назовёт их концертами Баха, но также и любой скрипач несомненно назовёт их концертами Вивальди. Лейпцигский кантор столь мастерски переложил для органа струнные концерты неистового рыжего аббата, что публика забыла их истинного создателя. Старший современник Баха Николаус Брунс — один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Органист, скрипач и композитор, высоко ценимый Бахом, при жизни прославился своей игрой на скрипке, которой он одновременно аккомпанировал на органной педали!

Мост между эпохами, убежденный бахианец Макс Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Еще один убежденный бахианец Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати органных пьес. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Французская линия концерта откроет изысканный мир рококо и музыкальный язык двадцатого века. Основу творческого наследия Франсуа Куперена, родившегося в семье с вековыми музыкальными традициями, составляют сочинения для клавесина: это более 250 пьес, изданных в четырех сборниках. Изысканно выписанные кружева рококо отличаются безупречностью вкуса и новизной тембров. Важная часть наследия композитора — его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам Иоганн-Себастьян Бах. Композитором написаны две мессы — Монастырская и Приходская. В них органично соединились французская и общеевропейская традиции. Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана — непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви. Цикл из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне» — одно из самых играемых органных сочинений.

Круг Баха, неистовый аббат и Монастырская месса — присоединяйтесь!

Программа:

  • Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия ми минор (большая)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ (Взываю к тебе, Господи) BWV 639
  • Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
  • Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах Концерт ля минор BWV 593: I. Allegro — II. Adagio — III. Allegro
  • Макс Регер (1873–1916) Te Deum op.59 N.12
  • Франсуа Куперен (1668–1733) Оффертуар из «Монастырской мессы»
  • Сезар Франк (1822–1890) Хорал N.2 си минор

Исполнитель: Анна Юсупова, орган

Без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.