Легенды органного романтизма. Выдающийся российский органист Алексей Шмитов представляет программу, в которой встретились две самых «органных» страны – Германия и Франция.
Германия — страна номер один в истории развития мирового органного искусства. Выдающиеся композиторы разных эпох, органисты-виртуозы и великие династии органостроителей, многие из которых продолжают создавать уникальные инструменты, установленные в разных странах мира, по сей день. В самой Германии в настоящий момент насчитывается более 50 тысяч органов.
Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор шумановского поколения, творивший в самых разнообразных жанрах, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса. заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха и совершил переворот в жанре органной сонаты. Из многочисленных органных импровизаций Мендельсона и отдельных пьес родился цикл из Шести сонат — центра органного творчества композитора, наполненный стилевой эклектичностью.
Фамилия BACH состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам гений часто зашифровывал собственное имя в собственных сочинениях, а первым композитором, который использовал этот мотив, стал Роберт Шуман. Им создан цикл фуг на тему B-A-C-H.
Наивысшего расцвета во Франции король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты установлены в крупнейших соборах Парижа и продолжают поражать богатством звучания по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров.
Великим музыкантом рубежа XIX–XX столетий Шарлем-Мари Видором написано 10 органных симфоний и многочисленные пьесы для органа. Музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия!
Выдающийся композитор и органист Марсель Дюпре — ученик органных мэтров Гильмана, Видора и Вьерна. Органный дебют вундеркинда состоялся в возрасте восьми лет, а за свою долгую жизнь он с неизменными аншлагами гастролировал в многочисленных странах Европы и мира. Наиболее исполняемые сочинения мастера –– ранние, в числе которых три прелюдии и фуги для органа. Первая и третья пьесы из этого цикла столь сложны, что в течение нескольких лет никто, кроме самого автора, не мог их исполнить. Музыкант вошел в историю, воплотив две серии по десять концертов, включавших все органные сочинения Баха, сыграв их наизусть.
Ученик Шарля Видора и Александра Гильмана Анри Мюле — ярчайший представитель французской симфонической органной традиции. Большую часть своей жизни композитор проработал церковным органистом в соборах Парижа, а тридцать лет из восьмидесяти девяти провел в монастырском уединении.
Легенды органного романтизма — незабываемые музыкальные впечатления в осеннем Петербурге.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
- Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 4 си-бемоль мажор ор. 65 № 4:
- Allegro con brio – Andante religioso – Allegretto – Allegro maestoso e vivace
- Роберт Шуман (1810–1856) Шесть этюдов в форме канона ор. 56:
- 1. Nicht zu schnell
- 2 Mit innigem Ausdruck
- 3. Andantino
- 4. Innig
- 5. Nicht zu schnell
- 6. Adagio
- Шесть фуг на BACH op. 60:
- 1. Langsam. Nach und nach schneller und starker
- 3. Mit sanften Stimmen
- 6. Massig, nach und nach schneller
- Шарль-Мари Видор (1844–1937) «Мистика» из цикла «Три новые пьесы» ор. 87
- Анри Муле (1878–1967) «Неф и Витраж» из цикла «Византийские эскизы» (1908)
- Марсель Дюпре (1886–1971) Прелюдия и фуга соль минор ор. 7 № 3
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Алексей Шмитов, орган (Москва)
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.