Лейпцигский кантор и Орфей из Сент-Клотильд – Иоганн Себастьян Бах и Сезар Франк встретятся в концерте неподражаемой Эльноры Гросс.
Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор.
Сезар Франк – органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы. Еще один французский герой концерта – Луи Николя Клерамбо, композитор, придворный музыкант Людовика XIV, на протяжении всей жизни занимавший пост органиста в различных парижских храмах. Был музыкальным руководителем пансиона для девушек Сен-Сир, для хора которого написаны многие его кантаты. Клерамбо принадлежит множество церковных песнопений, сонаты для скрипки и basso continuo, сборники пьес для клавесина и органа. В Сюите второго тона из первой Органной книги ощутимо итальянское влияние, проявляющееся в неожиданно ярких гармониях и фундаментальных контрапунктах.
Лейпцигский кантор и Орфей из Сент-Клотильд – магия музыки в соединении времен.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор BWV 542
- Луи Николя Клерамбо (1676–1749) Сюита второго тона:
- Plein Jeu – Duo – Trio – Basse de Cromorne – Flûtes – Récit de Nazard – Caprice sur les Grands Jeux
- Иоганн Себастьян Бах Хоральные обработки: Allein Gott in der Hoh' sei Ehr' BWV 676
- Nun komm, der Heiden Heiland BWV 660
- Синфония из Кантаты Wir danken dir Gott, Wir danken dir BWV 29
- Сезар Франк (1822–1890) Хорал си минор No. 2
Исполнитель:
- Эльнора Гросс, орган