Органный концерт «Лейпцигский кантор и Орфей из Сент-Клотильд»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Лейпцигский кантор и Орфей из Сент-Клотильд — в развернутой программе Елены Малевой пресеклись времена, страны и гении. Золотая россыпь барокко и мощный шквал романтизма: Бах и Вивальди, Букстехуде и Муффат, Мендельсон и Франк.

Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, лейпцигский кантор оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Бах и Вивальди. Две вершины эпохи барокко Германии и Италии. Два гения-небожителя, незаслуженно и надолго забытые. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Концерт для струнных ре минор – один из самых популярных в этой удивительной истории. Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Предки Георга Муффата по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество — важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.

Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.

Сезар Франк – органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Лейпцигский кантор и Орфей из Сент-Клотильд — орган во всем великолепии своих неисчерпаемых возможностей.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
  • Ария из Сюиты No.3 ре мажор BWV 1068
  • Георг Муффат (1653–1704) Токката decima
  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия соль минор BuxWV 148
  • Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ре минор BWV 596
  • Феликс Мендельсон Бартольди (1809–1847) Соната No.2 до минор op. 65
  • Сезар Франк (1822–1890) Хорал No.3 ля минор FWV 40

Исполнитель: Елена Малева, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.