Органный концерт «Между Бахом и Землей»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Между Бахом и Землей – в программе московской органистки Лии Якушевой отражен божественный мир гениального Мастера, чья музыка вызывает у публики чистый восторг и неизменный катарсис. Космизм Баха на этот раз пересечется с безудержной стихией «симфонического» органа.

Одним из источников необъятного творчества Баха является протестантский хорал. Многочисленные исследователи его музыкального творчества рассматривали сочинения Иоганна Себастьяна на предмет риторических фигур, в которых запечатлен их истинный смысл.

Бах – гений, планета, вселенная, океан. Его музыка востребована и актуальна во все времена. Композиторы самых разных стран и эпох неизменно обращались к его творчеству, не только используя прямое цитирование, но и прибегая к самым дерзким и неожиданным экспериментам. Лабиринт – ритмическая структура, которая не сразу позволяет осознать свойства звукового пространства, диктуя жесткие параметры времени, внимания и вектора движения. Это ваш выбор – раствориться в нем или следовать приказам своего «Я». Маленький гармонический лабиринт Баха – уникальная пьеса-квест, где на протяжении краткого времени гармония непрерывно меняется, проходя самые отдаленные тональности. В лабиринте существуют звуковые Вход-Центр-Выход. Этот опус находится в стороне от основного баховского репертуара и является смелым и дерзким экспериментом мастера в области гармонии.

Убежденный «бахианец» Сезар Франк создает знаменитый цикл Прелюдия, фуга и вариация в форме барочного триптиха, отчасти навеянный сочинениями Баха. Великий романтик, в творчестве которого удивительным образом соединились барочная и романтическая традиции, он до конца своих дней играл в церкви Святой Клотильды, поражая своим искусством не только прихожан, но и выдающихся музыкантов того времени.

Не остался в стороне и родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор, создав уникальный цикл Bach’s Memento (Воспоминания о Бахе), где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна, созданные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями.

Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона, благодаря которому Бах вернулся в мир музыки из долгого забвения. Непревзойденный виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Шесть сонат – центр органной Вселенной Мендельсона.

Одним из основных жанров в литургии была и остается хоральная обработка. Европейская музыкальная культура практически выросла из переосмысления одноголосного церковного песнопения – хорала, сначала григорианского, а затем и протестантского. Этому жанру отдает дань в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Блестящий пианист, гениальный композитор, один из ярчайших представителей романтизма Ференц Лист не обошел своим вниманием и Короля инструментов. Пусть количество этих опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для органа.

Между Бахом и Землей – вы готовы к полету?

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная обработка Ach bleib bei uns, Herr Jesu Christ BWV 649
  • Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариация си минор op. 18
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Маленький гармонический лабиринт BWV 591
  • Шарль – Мари Видор (1844–1937) Финал из оратории «Страсти по Матфею» из цикла Bach’s Memento (Памяти Баха)
  • Иоганн Себастьян Бах Хоральная обработка Allein Gott in der Hoh' sei Ehr BWV 662
  • Ференц Лист Воспоминание о Сикстинской Капелле
  • Габриэль Пьерне (1863–1937) Кантилена op. 29 №2
  • Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната №2 op. 65: Grave – Adagio – Allegro maestoso e vivace – Fuga. Allegro moderato

Исполнитель:

Лия Якушева, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.