Органный концерт «Между мирами: от Баха до Мессиана»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Между мирами: от Баха до Мессиана — за органом Майя Мокрецова и Елизавета Толмасова. Германия и Франция. Бах и его старшие современники. Бесконечный мир французского «симфонического» органа.

К началу XVIII века представитель северонемецкой органной школы Винсент Любек был одним из самых востребованных музыкантов Германии, но несмотря на долгую жизнь и высокую репутацию, сохранилось очень мало его сочинений. Николаус Брунс — немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.

Музыка Иоганна Себастьяна Баха созвучна любой эпохе и неизменно вызывает сильнейший катарсис у любой публики. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разных инструментальных составов. В развернутом цикле из Токкаты с фугой ми мажор виртуозная токката соседствует с двумя грандиозными фугами. Прелюдия и фуга до минор относится к лейпцигскому периоду творчества. В ней сконцентрированы основные черты творчества гения — масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.

Воспитанник Парижской консерватории Морис Дюрюфле занимался под руководством таких органных мастеров, как Луи Вьерн и Шарль Турнемир. Его называют одним из последних выдающихся представителей основанной Сезаром Франком и Шарлем-Мари Видором французской органной школы. Ярко одаренный композитор и виртуозный органист, он снискал славу последнего французского романтика. Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана — непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал ему следовать доктрине католической церкви. «Бог среди нас» — апофеоз цикла из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне».

Между мирами: от Баха до Мессиана — музыка без границ!

Программа:

  • Винсент Любек (1654–1740) Прелюдия и фуга ре минор для органа LübWV 11
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Adagio — Vivace из трио-сонаты № 4 ми минор BWV 528
  • Токката и фуга ми мажор BWV 566
  • Морис Дюрюфле (1902–1986) Прелюдия и Токката из Сюиты для органа op. 5

Майя Мокрецова

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546
  • Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия соль мажор
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Vivace из трио-сонаты № 2 BWV 526
  • Оливье Мессиан (1908–1992) Медитация IX: Dieu parmi nous (Бог среди нас) из цикла La Nativité du Seigneur (Рождество Господне)

Елизавета Толмасова

Исполнители:

Майя Мокрецова, Елизавета Толмасова, орган