«Между мирами» – самобытная программа органистки Виталии Котовой. Музыка двух самых органных стран представлена лучшими сочинениями разных жанров и эпох.
Николаус Брунс – один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.
Знаменитый цикл вершины органного Олимпа Иоганна Себастьяна Баха Токката, адажио и фуга до мажор, написанный в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой.
Макс Регер, творивший в разных стилях, – создал более двухсот шедевров для Короля инструментов. Поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, представлен своим ранним, но, пожалуй, самым популярным опусом – Интродукцией и пассакалией. В сочинениях главы французской романтической школы Сезара Франка явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, возродивший забытое с баховских времен искусство импровизации, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, создав свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! В сочинении «Воспоминание о Бахе» собраны самые разные жанры из творческого багажа Иоганна Себастьяна в транскрипции для Короля инструментов.
Блестящий ученик Франка и Видора, Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Жан Арист Ален – французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Прожив всего 29 лет, геройски погиб во Второй Мировой войне, оставив в наследии самобытнейшие сочинения. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока.
Между мирами: от Баха до Алена – не пропустите лучший органный концерт ноября!
Программа:
- Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия соль мажор
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564
- Шарль-Мари Видор (1844–1937) Сицилиана из Шести пьес для органа «Воспоминание о Бахе»
- Сезар Франк (1822–1890) Хорал для органа No 2 си минор FWV 39
- Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалия ре минор
- Жан Ален (1911–1940) Фантазия для органа No 2
- Луи Вьерн (1870–1937) Симфония для органа ор. 28 No 3 фа-диез минор: V. Финал
Исполнитель:
Виталия Котова, орган