Органный концерт «На равном расстоянии: Бах — Пярт — Свиридов»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

«На равном расстоянии: Бах-Пярт-Свиридов» – в концерте Елизаветы Анненковой и Эльноры Гросс встретятся Европа и Россия, Бах, Пярт и Свиридов.

Космогоническая бесконечность Баха. Великая медитативность Пярта. Широта русской души Свиридова. Все это удивительным образом соединится в середине первого месяца весны, в котором родился великий Иоганн Себастьян Бах. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяют двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги. Фантазия и фуга соль минор — особая история. В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого предписывалось сочинить фугу, и Иоганн Маттезон, значимый в мире музыки авторитет, в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор, написанной после смерти жены.

Яркая нота концерта – вокальный опус «В горах моё сердце» на всем известный текст Роберта Бернса и Pari intervallo выдающегося, всемирно известного эстонского композитора Арво Пярта, писавшего в своем собственном стиле tintinnabuli. Пярт сравнивает tintinnabuli «с белым огоньком, в котором содержатся всевозможные цвета, а чтобы различить их, нужна призма», под которой композитор подразумевает внутренний мир слушателя.

Впервые в стенах храма Святого Антония чудотворца прозвучит музыка митрополита Петроградского Серафима (Чичагова), принявшего священный сан по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, и расстрелянного в 1937 году. Музыка владыки Серафима – одна из форм его молитвы. Его сочинения для фисгармонии или фортепиано не предназначались для исполнения в больших концертных пространствах. Цикл «Музыкальный дневник» объединил проникновенные лирические миниатюры, отражающие самые разнообразные движения человеческой души.

Финал концерта – «Отчалившая Русь» на стихи Сергея Есенина, одно из самых выдающихся сочинений Георгия Свиридова. Сам композитор говорил, что музыкальный язык этого опуса отличает «необыкновенная мелодическая яркость... богатство, разнообразие и чистота гармонии».

На равном расстоянии – удивительная прогулка сквозь времена.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор BWV 542
  • Арво Пярт (1935*) В горах моё сердце, текст Роберта Бернса
  • Pari intervallo (на равном расстоянии)
  • Иоганн Себастьян Бах Пассакалия BWV 582
  • Митрополит Серафим (Чичагов) (1856-1937) Несение креста из «Музыкального дневника»

Георгий Свиридов (1915–1998) Отчалившая Русь:

  • Невеста
  • Трубит, трубит погибельный рог!
  • По-осеннему кычет сова
  • О верю, верю, счастье есть!
  • О Родина, счастливый и неисходный час!

Исполнители:

  • Елизавета Анненкова, сопрано
  • Эльнора Гросс, орган