Немецкая музыка на органе Walcker — для вас играет один из самых топовых органистов наших дней, обладатель виртуозной техники и необъятного репертуара Тимур Халиуллин. Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России. Один из уникальных исторических органов Walcker (1910 года рождения) радует своим неповторимым звучанием в римско-католическом храме матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, послушав в исполнении виртуоза сочинения Баха и Пахельбеля, Брамса и Листа, Вагнера, Мендельсона и Регера.
Именно органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки, Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.
В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха.
Блестящий пианист, гениальный композитор, один из ярчайших представителей романтизма, Ференц Лист не обошел своим вниманием и Короля инструментов. И пусть количество этих опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для органа. В основе вариаций на тему Баха лежит первый хор из кантаты № 12. Weinen Klagen Sorgen Zagen — Плакать. Жаловаться. Тревожиться. Бояться. Это своеобразный прообраз Crucifixus из баховской Мессы си минор. В своем сочинении Лист взял из оригинала не только хроматический бас, но и полифонические элементы хора.
Хорал Nun danket alle Gott («Теперь возблагодарите все Господа») был создан специально для открытия уникального органа все той же самой знаменитой фирмы F. Walcker & Co Домского собора города Риги. Оно может быть исполнено как одним только органом, так и вместе с хором и медными духовыми инструментами.
Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот шедевров для Короля инструментов. Именно он в XIX веке возродил орган - инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени.
Яркие акценты вечера — два знаменитых Свадебных марша Мендельсона и Вагнера. Немецкая музыка на органе Walcker — концерт одного из лучших органистов наших дней Тимура Халиуллина.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Прелюдия соль мажор BWV 568, Адажио ля минор BWV 564
- Иоганн Пахельбель (1653-1706). Прелюдия ре минор POP 256
- Макс Регер (1873-1916). Токката ре минор Op. 50 №5
- Иоганнес Брамс (1833-1897). Хоральная прелюдия Gott du frommer Gott Op. 122 No. 5
- Рихард Вагнер (1813-1873). Свадебный марш из оперы «Лоэнгрин»
- Феликс Мендельсон (1809-1847). Свадебный марш из музыки к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»
- Ференц Лист (1811-1886). Хорал Nun danket alle Gott S61, Утешение №4 ре-бемоль мажор S. 172, Вариации Weinen Klagen Sorgen Zagen 673 на тему Кантаты №12 Иоганна Себастьяна Баха
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской филармонии
Тимур Халиуллин орган,
Белгород