Органный концерт «Океан Баха и механическая музыка»

Продолжительность: 1 час 30 минут

Океан Баха и механическая музыка — концерт популярной петербургской органистки Натальи Михайловой, где наряду с оригинальными сочинениями Иоганна Себастьяна для его любимого инструмента, представлен ряд гениальных органных транскрипций: обработка легендарного Адажио из гобойного концерта Алессандро Марчелло и скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, – очередного примера сочинительства этим правителем талантливейшей музыки.

Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Никогда не встречаясь, они стали соавторами ряда безусловных шедевров, проверенных временем. Концерт ля минор, представленный в баховской органной транскрипции, – один из самых популярных в репертуаре Короля инструментов. Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Органная книжечка (Orgel-Büchlein) – сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов. Лаконизм формы и проникновенность музыкального языка этого опуса вновь погружают нас в космос Баха.

Рожденный в Германии в один год с Бахом великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Именно поэтому композитора до сих пор не могут поделить между собой Германия и Британия. Прозвучит органная транскрипция увертюры к масштабной оратории «Самсон».

Музыка для механического органа или часов – особый пласт в европейской истории музыки. Подобные механизмы, где звук записывался на специальных валиках, а музыка воспроизводилась без участия исполнителя, были весьма востребованы в аристократической среде XVIII столетия. «Механическую» музыку писали многочисленные гении, среди которых Гендель и Гайдн, Бетховен и Моцарт. Для исполнения таких опусов на большом органе были сделаны транскрипции, прочно вошедшие в современный репертуар и занявшие в нем достойное место.

Фантазия фа минор KV 594 Моцарта заслуживает особого внимания. Пьеса написана по заказу Йозефа Дейма фон Штритетца, который после убийства противника на очередной дуэли вынужден был бежать из Австрии в Италию, где увлекся обучению профессии скульптора. Он воспроизводил восковые копии известных статуй, зарабатывая этим себе на жизнь. Вернувшись в Вену под фамилией Мюллера, он открыл в центре города свою галерею, пользующуюся большим успехом. Пространство отдельного мемориального зала фельдмаршала Гедеона Лаудона, австрийца, отличившегося в Семилетней войне, требовало музыкального сопровождения, автором которого стал Моцарт. Так появилась Фантазия фа-минор KV 594.

Финал концерта – самое известное органное сочинение в мире. Да, это именно топовая Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников, чья принадлежность гениальному перу Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается.

Океан Баха и механическая музыка – незабываемые органные впечатления!

Программа:

Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Увертюра к оратории «Самсон» HWV 57
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор
(обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского) BWV 592a:
Tempo giusto – Grave – Presto
Иоганн Себастьян Бах Хоральная обработка Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ
(Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос) BWV 639 из цикла «Органная книжечка»
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор (Adagio - Allegro) KV 594
Иоганн Себастьян Бах Ария из Оркестровой сюиты № 3, BWV 1068
Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ля минор BWV 593: Tempo giusto – Adagio – Allegro
Алессандро Марчелло (1669–1747) – Иоганн Себастьян Бах
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799 BWV 974/2
Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов
Наталья Михайлова, орган
Санкт-Петербург