Органный концерт «Океан Баха и роскошь Франции»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Океан Баха и роскошь Франции — выдающийся органист нашего времени Даниэль Зарецкий объединил в своей программе музыку двух органных держав.

Органная месса (Третья часть клавирных упражнений) создана Бахом к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и торжественного богослужения, состоявшегося 25 мая 1539 года в праздник Троицы в церкви Святого Фомы, кантором которой много лет был Иоганн Себастьян. Сочинение объединяет обработки протестантских хоралов, которые звучат на богослужении. Хоральные обработки обрамлены знаменитой Прелюдией и фугой ми-бемоль мажор, которая уже очень давно звучит в концертах в качестве самостоятельного номера и входит в число самых известных сочинений Баха, объединяя в себе элементы французской и итальянской традиций. Ее называют «Прелюдией Святой Троицы», потому что три её контрастных музыкальных эпизода олицетворяют Бога Отца, Сына и Святого Духа. Кроме того, в фуге, состоящей из трёх разделов, – три темы, а тональность всего опуса – с тремя бемолями при ключе. Лейпцигские хоралы, поражающие своим масштабом, созданы Бахом в последнее десятилетие его как некий итог его творчества в этом жанре.

Родоначальник жанра органной симфонии — Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана — непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине католической церкви. Жан Арист Ален объединил в своих сочинениях самые разнообразные стили и жанры, Восток и Запад. Продолжая традиции своих великих наставников Марселя Дюпре и Поля Дюка, он также был созвучен выразительному языку Дебюсси и Мессиана.

Океан Баха и роскошь Франции — музыка на все времена!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия, хорал и фуга ми-бемоль мажор BWV 552
  • Две хоральные фантазии из Лейпцигских хоралов:
  • Schmucke Dich o liebe Seele BWV 654
  • Komm heilger Geist BWV 651
  • Две хоральные фантазии из Органной мессы: Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit BWV 669
  • Kyrie, Gott heilger Geist BWV 671
  • Оливье Мессиан (1908–1992) Две медитации из цикла «Вознесение»
  • Жан Ален (1911–1940) Литании
  • Шарль Мари Видор (1844–1937) Адажио и Токката из Органной Симфонии N 5

Исполнитель:

Заслуженный артист России, лауреат премии «Органист года» Даниэль Зарецкий, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.