Органный концерт «Орган — лестница в небеса»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Орган — лестница в небеса. Для вас играют виртуозы нового поколения Аида Глухова и Виталия Котова.

Орган — король инструментов, властелин неисчерпаемой звуковой палитры, без труда способный заменить целый симфонический оркестр. Он неизменно пользуется популярностью у композиторов самых разных эпох и стран, привлекая и завораживая своей мощью и сакральностью широчайший спектр публики. Эволюцию органного мира представят сочинения эры золотого барокко, шедевры эпохи симфонического органа, а также невероятные открытия наших дней. Итак, отправляемся в органный тур по Германии и Франции, преодолевая путь от Баха до Эскеша. Николаус Брунс – немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.

Восхитившись творчеством Антонио Вивальди, Бах создал целую череду гениальных органных транскрипций концертов неугомонного аббата для струнного оркестра, которые прочно укоренились в репертуаре органистов и вызывают неизменное восхищение публики. Концерт для струнных ре минор — один из самых популярных в этой удивительной истории. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, творя уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.

Макс Регер — мост между столетиями, поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений. Он возродил орган, инструмент, который после Баха не был доминирующим в творчестве кого-либо из композиторов того времени. Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты, установленные в крупнейших соборах Парижа, продолжают поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов. Марсель Дюпре — выдающийся композитор и исполнитель, известный не только своими интереснейшими опусами, но и серией из 20 концертов, на которых он исполнил все органные сочинения Баха наизусть. Наш современник Тьерри Эскеш создал десятки сочинений в самых разнообразных жанрах, включая симфоническую, камерную, вокальную музыку. Страстный поклонник кинематографа, музыкант импровизировал на органе и фортепиано во время показов немых фильмов «Призрак оперы» и «Метрополис».

Орган — лестница в небеса. Ждем вас на первой ступеньке!

Программа:

  • Николаус Брунс (1665-1697). Прелюдия ми минор (большая)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – Антонио Вивальди (1678–1741). Концерт для органа N 5 ре минор BWV 596: I. Allegro – Grave – Fuga II. Largo e spicatto III. –
  • Феликс Мендельсон (1809-1847). Соната для органа N3 ля мажор ор. 65/3: I. Con moto maestoso II. Andante tranquillo
  • Луи Вьерн (1870-1937). Симфония No2 op.20: Scherzo
  • Макс Регер (1873-1916). Benedictus op.59 Nr.9
  • Марсель Дюпре (1886-1971). Прелюдия и фуга си мажор op.7 No1
  • Тьерри Эскеш (1965). Evocation II

Исполнители:

Виталия Котова, орган

Аида Глухова, орган