Органная Европа: от Баха до Уэсли — Германия, Франция, Австрия, Британия в течение одного вечера. Символической прелюдией к концерту станет звучание Пассакальи петербургского композитора Александра Кнайфеля, с которым мир простился минувшим летом.
Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все мыслимые жанры: протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическую монодию и многое другое. «Если музыка Баха — это храм, то музыка Генделя — дворец», — сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, в отличие от Баха, никогда не покидавшего пределов Германии, истинного успеха достиг в туманном Альбионе.
Бытует версия, что, открыв для себя музыку Иоганна Себастьяна в достаточно зрелом возрасте, Вольфганг Амадей Моцарт под её влиянием претерпел значительную эволюцию стиля. Моцарт писал для механического органа, но мыслил в совсем других масштабах, поэтому его пьесы прочно вошли в репертуар органистов.
Наверно, нет композитора, на чьем творчестве не отразилось бы влияние Баха. Феликс Мендельсон возродил в XIX столетии интерес к забытому творчеству Баха и продолжил в своих сочинениях следовать традиции баховской полифонии. Органные сонаты Мендельсона — новая эра в развитии органной романтической сонаты. У Мендельсона, как и у Баха, шесть сонат для органа. Количество частей варьируется от двух до четырех; в их основе — темы хоралов, фуги, фантазии.
Еще один австрийский гость вечера — Георг Альбрехтсбергер — композитор, органист, педагог и музыкальный теоретик, автор многочисленных церковных и светских сочинений. автор знаменитого учебника «Фундаментальное руководство по композиции».
Органная история Британии озвучена творчеством Сэмюэля Уэсли, композитора, органиста, дирижёра, представителя известной музыкальной династии. Сын гимнографа Чарльза Уэсли; внук Самуила Уэсли, поэта периода Стюартов, и племянник Джона Уэсли, основателя Методистской церкви, наш герой неожиданно обратился в католицизм. В рамках празднования своего обращения, Сэмюэл сочинил мессу и посвятил её папе Пию VI.
Органная Европа: от Баха до Уэсли — большое музыкальное приключение ждет вас!
Программа:
- Александр Кнайфель (1943–2024) Пассакалья
- Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Три фуги из цикла «Шесть больших фуг»
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор KV 608
- Сэмюэл Уэсли (1766–1837) Три пьесы из цикла «12 пьес для органа»
- Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната си-бемоль мажор op. 65: Allegro con brio – Andante religioso – Allegro maestoso
- Иоганн Георг Альбрехтсбергер (1736–1809) Три пьесы из цикла «8 маленьких прелюдий» Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
Исполнитель:
Юрий Семенов, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет