Органный концерт «Органная Германия и Вивальди»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Органная Германия и Вивальди — концерт харизматичной молодой органистки Елены Малевой, недавно ставшей дипломанткой XIII Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Великий Иоганн Себастьян Бах предстанет в окружении своих старших современников Букстехуде и Муффата, а также в компании неуемного аббата Антонио Вивальди и продолжателя славных традиций немецкой музыки в 19 веке — Феликса Мендельсона.

Бах, вершина немецкого барокко, совместил в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охватил все существовавшие жанры, кроме оперы. Восхитившись творчеством Антонио Вивальди, он создал целую череду гениальных органных транскрипций его струнных концертов, которые прочно укоренились в репертуаре органистов и вызывают неизменное восхищение публики. Орган — константа баховского творчества. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом.

Георг Муффат — интереснейшая фигура. Предки музыканта по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини, служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество — важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций.

Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа — именно цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.

Органная Германия и Вивальди — топовые сочинения органного репертуара.

Программа:

  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия соль минор BuxWV 148
  • Георг Муффат (1653–1704) Токката decima
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната ре минор BWV 527
  • Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
  • Три хоральные обработки Nun kom­m, der Heiden Heiland BWV 659, BWV 660, BWV 661
  • Феликс Мендельсон Бартольди (1809–1847) Соната No. 2 до минор op. 65
  • Иоганн Себастьян Бах – Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт ре минор BWV 596

Исполнитель: Елена Малева, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.