Органный концерт «Органная летопись Германии»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Органная летопись Германии. В концерте Аллы Морозовой соединились стили и времена самой органной в мире страны. Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы.

Прелюдию и фугу ми минор, написанную Иоганном Себастьяном в период его пребывания в Лейпциге, часто называют «симфонией из двух частей» для органа из-за ее масштабов. Массивная структура прелюдии считается одной из самых сложных в жанре, а фуга получила название «клин» из-за хроматического движения темы фуги «наружу».

Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви, и, написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.

Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор шумановского поколения, творивший в самых разнообразных жанрах, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса и заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха.

Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы.

Творчество органиста и композитора Зигфрида Карг-Элерта практически неизвестно в России. В его изысканном и узнаваемом музыкальном почерке сконцентрировались черты переходной эпохи. 66 хоральных импровизаций — первое сочинение Карг-Элерта для органа, которое сразу же поставило его в один ряд с выдающимися композиторами того времени, писавшими для Короля инструментов. Церковные сонаты Моцарта — подлинные миниатюрные шедевры. Это одночастные опусы для органа и струнных инструментов, которые исполнялись во время церковных праздников. Ave verum, — удивительный по своему мелодизму мотет, написанный композитором в последний год жизни, прозвучит в органной транскрипции Ференца Листа.

Органная летопись Германии — путешествие через столетия.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга ми-минор BWV 548; Хоральная прелюдия «Nun komm, der Heiden HeilandBWV 659; Хоральная прелюдия Wir glauben all`an einen Gott, Schopfe из цикла «Третья часть клавирных упражнений» BWV 680

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) Церковная соната фа-мажор KV 244 (транскрипция для органа соло Зигмунда Сатмари)

Мотет Ave verum corpus (транскрипция для органа соло Ференца Листа)

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1947) Соната для органа №6 ре-минор ор. 65, Andante sostenuto--Allegro molto-Fugue-Andante

Зигфрид Карг-Элерт (1877-1933) Две хоральные импровизации из цикла «66 хоральных импровизаций для органа», op. 65; Ach blieb mit diener Gnade; Nun danket alle Gott

Исполнители:

Лауреат международных конкурсов Алла Морозова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.