Органный концерт «Органная вселенная и хранитель королевской соли»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Органная вселенная и хранитель королевской соли – концерт Ольги Котляровой, в котором пересекутся две страны и встретятся два абсолютно разных композитора одной эпохи.

Какой композитор в первую очередь ассоциируется с Королем инструментов? Конечно же, Иоганн Себастьян Бах, которого смело можно назвать Органной вселенной. Великий уроженец Германии до сих пор продолжает вызывать неугасающий интерес у композиторов, исполнителей и публики. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.

Германия может состязаться за статус самой органной страны мира разве что с Францией. Знаете ли вы, что в настоящий момент в Германии установлено около 50 тысяч действующих духовых органов разных эпох и мастеров. Что касается композиторов –органистов обеих стран, то это история, охватившая века. Немецкое барокко и романтизм. Букстехуде и Бем, Мендельсон и Регер. Изыски рококо: Куперен, Клерамбо, Дакен. В XIX веке,благодаря гению французского органного мастера Аристида Кавайе-Коля,в мир пришли«симфонические» органы,которые мощью и многообразием звучания способны соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Новый тип инструмента стал толчком к созданию принципиально нового композиторского подхода к Королю инструментов. Франк и Видор, Вьерн и Дюпре – и это далеко не весь список блестящей плеяды композиторов. Французский гость концерта, органист и композитор Пьер дю Маж учился у своего отца – органиста собора города Бовэ. Служил органистом королевской коллегии Сен-Квентин, затем продолжил свою органную историю в Лионе. В возрасте 45 лет вышел в отставку, так как не смог совмещать работу органиста с обязанностями управляющего королевскими хранилищами соли в городе. Вместе с выдающимися музыкантами своего времени, в числе которых Клерамбо, Дакен и Кальвьер, дю Маж феерически выступил на торжественном открытии нового органа собора Парижской Богоматери. Из дошедших до нас сочинений, известна лишь Первая органная книга, содержащая одну сюиту первого тона.

Органная вселенная и хранитель королевской соли – возвышенное и земное.

Программа:

Пьер дю Маж (1674–1751) Сюита первого тона:

  • 1. Plein Jeu
  • 2. Fugue
  • 3. Trio
  • 4. Tierce en taille
  • 5. Basse de Trompette
  • 6. Récit
  • 7. Duo
  • 8. Grand Jeu

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

  • Три Хоральные прелюдии
  • Wenn wir in hochsten Noten sein (Когда мы в глубочайшей нужде) BWV 641
  • Ach wie nichtig, ach wie fluchtig (Ах, как мимолетна, как ничтожна... ) BWV 644
  • Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ (Взываю к тебе, Господи) BWV 639

Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката in d BuxWV 155
Георг Бём (1661–1733) Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich (Отче наш на небесах)
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона in d Р. 41
Антонио Вивальди (1678–1741) Осень RV 293 из цикла «Времена года»: Allegro – Adagio molto – Allegro
Генри Пёрселл (1659–1695) Граунд in c Z. 222. Рондо из сюиты «Абделазар» Z.570

Исполнитель:

Ольга Котлярова, орган