Органные хиты и Болеро Равеля — потрясающая программа удивительной Марии Лобецкой. Хит великого импрессиониста на органе? Да. Для Короля инструментов не существует невыполнимых задач. Вечер откроется сочинениями великих предшественников Иоганна Себастьяна Баха. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. При жизни Пахельбеля его произведения, в числе которых был и легендарный Канон, пользовались большой популярностью, однако прошло время и про композитора забыли, пока в начале двадцатого века музыковеды вновь не заинтересовались его творчеством. Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм его опусов стали предвестниками органного стиля Баха. Букстехуде прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль мастера отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично с идеально выстроенной полифонией. Хорошо известно, что Букстехуде проявлял большой интерес к астрономическим процессам и находился, как и его современники, под влиянием эсхатологических настроений. Прозвучит полная раскрытых и нераскрытых тайн Пассакалия. Еще одно сочинение в этом же жанре, знаменитая Пассакалия Баха — делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа.
Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания. Изюминка концерта — Воскресная музыка чешского композитора и органиста Петра Эбена, одного из крупнейших музыкантов ХХ века. На протяжении нескольких десятилетий он выступал с импровизациями на духовные темы в городах Европы. В 2002 году композитор записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом.
Грандиозный финал вечера — обещанное Болеро Мориса Равеля. Магическое воздействие Болеро на публику связано с повторяющейся множество раз ритмической фигурой, на основе которой развиваются две темы, провоцируя немыслимое напряжение, за счет постоянного присоединения все новых и новых инструментов. Созданное по заказу великой русской танцовщицы Иды Рубинштейн Болеро волею судеб вошло в топ симфонического репертуара.
Органные хиты и Болеро Равеля — самое яркое событие музыкального июня.
Программа:
- Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона фа минор
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалия и фуга до минор BWV 582
- Дитрих Букстехуде (1637–1707) Пассакалия ре минор BuxWV 161
- Петр Эбен (1929–2007) Moto ostinato из цикла «Воскресная музыка»
- Микаэл Таривердиев (1931–1996) Концерт для органа №2 «Полифоническая тетрадь» ор.93: I.Basso ostinato
- Морис Равель (1875–1937) Болеро
Исполнитель:
- Лауреат международных конкурсов Мария Лобецкая, орган