Органный концерт «Органные истории Европы»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Цикл концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев»

Органный концерт «Органные истории Европы»

Органные истории Европы — в удивительный музыкальный вояж с остановками в Германии, Франции и Италии приглашает Сергей Буслов. Хотите прогуляться в незабываемом обществе Баха и Вивальди, Куперена и Франка?

Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха — не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге, 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали. Иоганн Себастьян неоднократно обращался к си минору при создании сочинений, повествующих о драматических событиях.

Две вершины эпохи барокко — Германии и Италии. Два гения-небожителя незаслуженно и надолго забытые. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди!

Французская линия концерта ведет нас из чудесной эпохи рококо в бушующий мир симфонического органа. Франсуа Куперен — непревзойдённый мастер рококо, ещё при жизни получивший титул «Великий». Основу творческого наследия Куперена, родившегося в семье с вековыми музыкальными традициями, составляют сочинения для клавесина: это более 250 пьес, изданных в четырех сборниках. Изысканно выписанные кружева рококо отличаются безупречностью вкуса и новизной тембров. Богатство фантазии композитора воплотилось в его программных пьесах, имеющих самую разную направленность: портретную, пейзажную, жанровую. Важная часть наследия Куперена — его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных исследователей, на них учился сам Иоганн Себастьян Бах. Наделенный редким исполнительским даром глава французской романтической органной школы Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году бытия Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы. Жан Арист Ален объединил в своих сочинениях самые разнообразные стили и жанры, Восток и Запад. Продолжая традиции своих великих наставников Марселя Дюпре и Поля Дюка, он также был созвучен выразительному языку Дебюсси и Мессиана.

Органные истории Европы — присоединяйтесь к захватывающему вояжу!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544
Франсуа Куперен (1668–1733) Tierсе en Taille
  • Жан Арист Ален (1911–1940) Фантазия № 2 (1936)
  • Сезар Франк (1822–1890) Хорал № 1 для органа ми мажор FWV 38
  • Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт для органа № 2 ля минор BWV 593: I. Allegro — Adagio — Allegro

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Сергей Буслов, орган

Без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.