Органный концерт «Органные легенды Германии».

Продолжительность: 1 час 10 минут

Органные легенды Германии. Известнейшая петербургская органистка Марина Вяйзя приглашает прогуляться по музыкальному мосту, перенестись из блистательной эпохи барокко в стихийную непредсказуемость романтизма. Германия — лидер в истории развития мирового органного искусства. Композиторы, органисты-виртуозы и, конечно же величайшие династии органостроителей, многие из которых продолжают создавать уникальные инструменты по сей день. В самой Германии в настоящий момент насчитывается более 50 тысяч органов.

100, 200, 300 лет спустя – музыка германского гения Иоганна Себастьяна Баха всегда была, будет и останется необычайно созвучна любой эпохе, вызывая неизменный интерес для творческих поисков многочисленных музыкантов. Культовый дирижер маэстро Джон Элиот Гардинер сказал о музыке Баха: «Это мог создать лишь человек, обладающий четким и полным осознанием божественной сущности и тщетности человеческого бытия. Подобное осознание необходимо, чтобы наполнить нашу жизнь смыслом». Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого нужно было сочинить фугу на тему фламандской студенческой песни, предложенную значимым в мире музыки авторитетом Иоганном Маттезоном. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор. Фантазия и фуга до минор, созданная гением Баха в Веймарский период, в очередной раз поражает воображение своим масштабом и драматизмом.

Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.

Густав Адольф Меркель — ученик Шумана и Райсигера, блистательный представитель романтической немецкой органной композиторской школы. В его творческом наследии — сонаты, прелюдии, фантазии и фуги для органа, камерная инструментальная музыка с органным сопровождением. Большой популярностью пользуются сочинения композитора для органа в четыре руки.

Органные легенды Германии ждут!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор BWV 542
  • Хоральные обработки:
  • Schmücke dich, o liebe Seele BWV 654
  • Allein Gott in der Höh sei Ehr BWV 676
  • Фантазия и фуга до минор BWV 537
  • Густав Адольф Меркель (1827–1885) Вариации ор.45 на тему Сонаты ми мажор ор.109 Людвига ван Бетховена
  • Соната N8 ми минор: Интродукция – Фуга – Интермеццо – Скерцо – Пассакалия

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов, доцент Мария Вяйзя

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.