Органный концерт «Органный калейдоскоп: от Баха до Флетчера»

Органный калейдоскоп — московская органистка Татьяна Андрианова приглашает прогуляться по мосту, ведущему от Баха до Флетчера. Возможности органа необъятны, ему подвластна музыка различных эпох и стилей, он способен заменить целый симфонический оркестр! В яркой череде смен звукового калейдоскопа монументальные полифонические сочинения Баха и Мендельсона сменят венские салонные миниатюры Бетховена и Шуберта, медитация Листа на вечную тему Ave Maria, а также романтические фантазии «по-немецки» от Райнбергера и «по-французски» от Сен-Санса.

Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и великий философ Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Несмотря на всю глубину и философичность баховских опусов, круг почитателей его творчества не ограничивается избранным сообществом музыкальной элиты, они находят отклик практически у самой широкой публики.

«Если Бах — Бог, то Мендельсон — его пророк», — говорили современники Феликса Мендельсона и были абсолютно правы. Именно Мендельсон заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к органу и положил начало неординарным звуковым открытиям в органной музыке XIX века. Музыкант прославился не только как композитор, дирижер, но и как блестящий органист-импровизатор. Именно из многочисленных импровизаций родился знаменитый цикл, объединивший шесть сонат композитора. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.

Уроженец Лихтенштейна Йозеф Райнбергер почти всю жизнь провел в Мюнхене, где сначала учился, а затем преподавал в консерватории и занимал различные музыкальные посты, в том числе, придворного капельмейстера. Его музыка отличается мелодической пластичностью, сочетанием патетики и элегичности.

Музыка для механического органа или часов — особый пласт в европейской истории музыки. Подобные механизмы, где звук записывался на специальных валиках, а музыка воспроизводилась без участия исполнителя, были весьма востребованы в аристократической среде XVIII столетия. «Механическую» музыку писали многочисленные гении, среди которых Гендель и Гайдн, Моцарт и Бетховен.

Исполняемое под именем фламандского композитора эпохи Возрождения, мастера мадригалов Якова Аркадельта четырёхголосное сочинение Ave Maria — свободная обработка трёхголосного шансона Аркадельта Nous voyons que les hommes, принадлежащая французскому композитору XIX столетия Пьеру-Луи Дитчу. Именно это сочинение, а не оригинал Аркадельта, взял за основу своей органной обработки Ференц Лист.

Французская линия концерта ведет к творчеству Сен-Санса, оставившего не так много сочинений для Короля инструментов, но тем не менее, прочно вписанных в репертуар современных исполнителей. Композитор, прекрасно владевший инструментом, служил церковным органистом в одной из самых почитаемых церквей Парижа во имя Святой Марии Магдалины, изумляя современников своими импровизациями. Блестяще образованный эрудит, выдающийся пианист, органист-виртуоз и великий композитор, он создал свою музыкальную академию. Был учителем Габриэля Форе и многих других талантливых музыкантов, создал множество сочинений во всех жанрах его времени. Финал вечера — блестящая токката английского композитора Перси Флэтчера.

Органный калейдоскоп — погрузитесь в яркую череду потрясающих звуковых образов!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 547
  • Людвиг ван Бетховен (1770–1827) Adagio assai из Сюиты для механического органа
  • Франц Шуберт (1797–1828) Марш ре мажор ор. 51№ 3, транскрипция для органа У. Т. Беста
  • Феликс Мендельсон (1809–1847) Прелюдия и фуга ре минор ор. 37 № 3
  • Ференц Лист (1811–1886) Ave Maria d'Arcadelt
  • Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Фантазия из Сонаты для органа ор. 161 № 13
  • Ария ор. 167 № 6
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Фантазия ор. 157 № 3
  • Перси Флэтчер (1879–1932) Праздничная токката

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Татьяна Андрианова, орган (Москва)

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.