От Баха до латины: четыре века немецкой органной музыки. Гостья музыкальных вечеров на Ковенском, московская органистка Анна Юркова приглашает преодолеть границы времени и насладиться музыкой разных эпох.
Альфа и омега органной музыки Иоганн Себастьян Бах представлен знаменитой Фантазией во французском стиле и хоральными обработками. Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Величайший новатор своей эпохи, Бах, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала.
Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно.
Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа — именно цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых: прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.
Абсолютно новый взгляд на хоральную обработку — сочинение нашего современника, немецкого композитора и органиста Фолькера Бройтигама, написанное в джазовом стиле. Завершающий аккорд концерта — Рондо в стиле латина Ханса Андре Штамма, который вот уже много десятилетий является одним из ярчайших музыкантов своего поколения. Им записано более двадцати альбомов с органной классикой и собственными оригинальными сочинениями. В игре органиста удивительным образом сочетаются немецкая основательность и истинно французская изысканность.
От Баха до латины: четыре века немецкой органной музыки — роскошное празднество стилей
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия соль мажор BWV 572 (Piece d'Orgue)
Три хоральные прелюдии: Herzlich tut mich verlangen (Сердечно жажду я блаженной кончины) BWV 727
Nun komm’ der Heiden Heiland (Приди, язычников Спаситель) BWV 659
Wachet auf ruft uns die Stimme (Пробудись, зовёт нас голос) BWV 645
- Феликс Мендельсон (1809–1847)
Соната №2 до минор ор.65: Grave – Adagio – Allegro maestoso e vivace – Fuga. Allegro moderato
- Иоганнес Брамс (1833–1897)
Три хоральные прелюдии ор.122: Herzlich tut mich verlangen (Сердечно жажду я блаженной кончины)
Herzlich tut mich erfreuen (Сердечно радуюсь я благословенной летней поре) O Welt, ich muss dich lassen (О мир, я должен тебя покинуть)
Прелюдия и фуга соль минор
- Фолькер Бройтигам (*1939)
Хоральная прелюдия Nun freut euch lieben Christen g'mein (Возрадуемся же, христиане) из цикла «Три хоральные прелюдии в джазовом стиле»
- Ханс-Андре Штамм (*1958)
Rondo alla latina
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов,
Анна Юркова орган,
Москва