Органный концерт «От Баха до Пьяццоллы»

Продолжительность: 1 час 10 минут

От Баха до Пьяццоллы — за органом московская гостья вечеров на Ковенском Полина Пантелеева.

Звучание музыки Баха и Пьяццоллы в одном концерте стало достаточно частым явлением. В 1933 году великий Астор начал обучаться у венгерского пианиста Белы Вильда, а позже сказал: «Благодаря ему я на всю жизнь полюбил Баха». Под влиянием баховской полифонии Пьяццолла создал особую музыкальную форму танго-фугу, явив миру уникальный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. Из баховских опусов в программе прозвучит самое «органное» сочинение из репертуара короля инструментов — легендарная Токката и фуга ре минор, а также знаменитая органная транскрипция ля минорного концерта для струнных Антонио Вивальди, творчество которого высоко ценил Иоганн Себастьян. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных переложений Баху, а не Вивальди!

Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Уроженец Вадуца, столицы миниатюрного Княжества Лихтенштейн, в возрасте семи лет он уже стал церковным органистом, а прозвучавшая в храме месса была написана им в восемь! Окончив Мюнхенскую консерваторию, Райнбергер вернулся в нее и воспитал выдающихся органистов, пианистов, композиторов и дирижеров. Мастер контрапункта и композиции, он создал чудесные по своей мелодичности шедевры.

Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через все творчество великого романтика: Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Знаковое сочинение Мендельсона для органа — 6 сонат, в которых нет строго регламентированного количества частей. Они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.

Теодор Дюбуа — композитор, органист и музыкальный педагог, преемник Сен-Санса в парижской церкви Мадлен, создавший множество органных сочинений, а также опусов в самых разнообразных жанрах, среди которых особо выделяется оратория «Семь слов Христа». Яркий акцент концерта — Токкаты американского композитора и органиста Джоэла Рейни. Это самобытный образец современных обработок старинных традиционных гимнов и спиричуэлсов, созданных на основе его собственных импровизаций.

От Баха до Пьяццоллы — музыка для ВСЕХ!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
  • Иоганн Себастьян Бах – Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт ля минор BWV 593: I. Allegro – II. Adagio – III. Allegro
  • Теодор Дюбуа (1837–1924) Fiat lux (Да будет свет) из 12 новелл для большого органа
  • Йозеф Райнбергер (1839–1901) Betrachtung из 12 пьес для органа Miscellaneen op.174
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната №1 фа минор op.65: III. Andante recitativo – IV. Allegro assai vivace
  • Джоэл Рейни (*1956) Токката №4 на тему Holy manna
  • Токката №6 на тему Ein' feste Burg
  • Токката №8 на тему Hanson place
  • Астор Пьяццолла (1921–1992) Либертанго
  • Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

  • Полина Пантелеева, орган (Москва)