Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.
Пересекая столетия: органная одиссея — необъятный звуковой мир откроет для вас яркая московская гостья органных воскресений Екатерина Табакова. От изысков барокко до непредсказуемой эклектичности ХХ века.
Старший современник Баха Николаус Брунс, представленный развернутой Прелюдией, — немецкий органист, скрипач и композитор. Это один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.
Великий Иоганн Себастьян Бах писал для органа в течение всей жизни, оставив обширное наследие в самых разнообразных жанрах. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.
Феликс Мендельсон не только вернул музыкальное наследие Баха из забвения в XIX столетии, но и продолжил его славные традиции. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для короля инструментов, Мендельсон использовал свои органные импровизации, в которых был признанным мастером. Именно поэтому в его сонатах нет регламентированного количества частей, и они поражают многообразием форм, в основе которых церковные хоралы, фуги, фантазии, вариации, а три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.
Представленный Пассакальей из органной сонаты Йозеф Габриэль фон Райнбергер писал в самых разнообразных жанрах. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе и создавая удивительные по своей красоте и мелодизму шедевры.
Русские гости вечера — Микаэл Таривердиев, Олег Янченко и Юрий Буцко. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы ощутим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Олег Янченко — блестящий исполнитель, талантливый композитор и импровизатор. В России и за рубежом музыканта называли органистом века.
«Большая органная тетрадь» Юрия Буцко — уникальное явление в современном органном репертуаре, созданном в России. Обращение к старинным жанрам абсолютно по-новому раскрывает их в наши дни, представляя богатейший спектр образов и ассоциаций.
Пересекая столетия — органная одиссея ждет!
Программа:
- Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия in G
- Георг Муффат (1653–1704) Токката из сборника Apparatus Musico-Organisticus
- Олег Григорьевич Янченко (1939–2002) Медитация
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната № 4 ми минор BWV 528
- Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Пассакалья (из Сонаты для органа № 8 ми минор ор. 132)
- Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 3 ля мажор op. 65/3
- Микаэл Таривердиев (1931–1996) Basso ostinato (из Концерта для органа № 2 «Полифоническая тетрадь»)
- Юрий Буцко (1938–2015) Вечное движение (из Первой Большой органной тетради)
Исполнитель: Екатерина Табакова, орган, Москва
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.