Органный концерт «Послевкусие Рождества»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Послевкусие Рождества – чудесный подарок от выдающегося петербургского органиста Юрия Семенова. Загадочная история трех апельсинов и пасторальная тишина, неспешность колыбельной и мощь хоралов… Бах и Прокофьев, Мендельсон и Франк – лучшие страницы органной истории будут перевернуты специально для вас!

Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Далеко не все эти шедевры вошли в пять сборников, сформированных самим Бахом. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы», изданной как третья часть «Клавирного упражнения». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.

Особый интерес вызывает опус гениального композитора и пианиста Ференца Листа. Оригинальное сочинение, написанное Отто Николаи к юбилею Кёнигсбергского университета в 1844 году для большого оркестра, хора и органа, получило название «Праздничная церковная увертюра на хорал Ein feste Burg ist unser Gott.

Шесть Сонат занимают центральное место в органном творчестве Феликса Мендельсона. Завершенные за два года до кончины композитора, они представляют собой удивительное соединение различных форм и жанров: это церковные хоралы, фуги, фантазии, вариации, а число частей варьируется от двух до четырех. Одним из основных жанров в литургии была и остается хоральная обработка, которую не обошел вниманием в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Убежденный «бахианец» Сезар Франк, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Блестящий ученик Франка и Видора, Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии и удивительные циклы органных миниатюр по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов.

В этот вечер у вас появится уникальная возможность сравнить, как разные композиторы по-разному «слышали» колыбельные. Прозвучит колыбельная Луи Вьерна и колыбельная Игоря Стравинского из легендарного балета «Жар-птица».

Послевкусие Рождества – чудеса продолжаются.

Программа:

Сергей Прокофьев (1891–1953) Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»

Игорь Стравинский (1882–1971) Колыбельная из балета «Жар-Птица»

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия ми-бемоль мажор BWV 552/1

Пастораль фа мажор BWV 590

Хоральная прелюдия Liebster Jesu, wir sind hier BWV 731

Ференц Лист (1811–1886) Церковная праздничная увертюра на хорал Ein feste Burg ist unser Gott

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната си-бемоль мажор op.65 № 4:

Allegrо con brio – Andante religioso – Allegretto – Allegro maestoso

Луи Вьерн (1870–1937) Колыбельная из сборника «24 характерных пьес для органа»

Сезар Франк (1822–1890) Хорал ми мажор

Исполнитель:

Юрий Семенов, орган