Органный концерт «Прекрасные эпохи: от барокко к модерну»

01.11
20:00
КУПИТЬ БИЛЕТ

Прекрасные эпохи: от барокко к модерну — в невероятный музыкальный вояж приглашают петербургские музыканты Мария Литке и Дарья Мееркова. Голос и орган проведут через столетия, где вас ждут Бах и Гендель, Равель и Вилла-Лобос. Музыка барокко, берущая свои истоки в Италии и развивающаяся в каждой стране по своим законам, необычайно востребована в наши дни. Она манит в причудливые звуковые лабиринты, завораживает терпкими и неожиданными созвучиями.

Германия. Мышление Иоганна Себастьяна Баха космично. Он объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал в самых разнообразных жанрах. Прозвучит одна из арий из легендарной оратории «Страсти по Матфею» и знаменитая Фантазия, написанная во французском стиле. Piece d'Orgue родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки знаменитого французского органиста Николя де Гриньи, сочиненной в 1700 году.

Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказался ещё и превосходным менеджером и истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, автор 40 опер также создал многочисленные оратории, оркестровые концерты, камерные инструментальные и клавирные сочинения. Широкому кругу публики особенно известны предназначенные для исполнения на открытом воздухе «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка».

Творчество немецкого композитора Георга Муффата — важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для короля инструментов Apparatus musico-organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.

Франция. Значительная область творчества величайшего французского композитора и непревзойденного виртуоза-импровизатора Галантной эпохи Жана Филиппа Рамо посвящена клавесину. Также с ним связана целая эпоха в истории французского музыкального театра. Композитор, начавший писать оперы и балеты только в возрасте пятидесяти лет, создал новый оперный стиль, вызывавший одновременно восхищение и споры.

Наделенный редким исполнительским даром глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сен-Клотильд Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни он создал Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Модерн. Fin de siècle. Прекрасная эпоха — время расцвета культуры и искусства за несколько десятилетий до начала Первой мировой войны, давшее миру целую плеяду гениев. Морис Равель — выдающийся французский композитор, музыкальный символ XX века — оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие европейской музыки. Ярчайший представитель импрессионизма, оставивший многочисленное наследие в самых разных жанрах. «Павана на смерть инфанты», написанная молодым Равелем ещё в пору его обучения в классе Габриэля Форе, заинтриговала коллег и публику загадочным названием.

Эйтор Вилла-Лобос — выдающийся бразильский композитор, чей стиль сформировался под влиянием экспедиций в самые отдаленные регионы страны и объединил индейский и африканский фольклор с традициями европейской музыки. Именно эти направления встречаются в самом известном сочинении композитора — цикле «Бразильские бахианы», созданном для разных составов. Это ярчайший пример музыкального модернизма, в котором бразильский фольклор органично сочетается с музыкальным языком европейского барокко.

Рейнальдо Ан — французский композитор, пианист, музыкальный критик, дирижёр и руководитель оркестра. Один из наиболее известных музыкантов «прекрасной эпохи». Ан учился в Парижской консерватории у Гуно, Сен-Санса, Массне, его одноклассниками были Морис Равель и Альфред Корто.

Жан Арист Ален –– французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Ален геройски погиб во Второй мировой войне в возрасте 29 лет, оставив самобытные сочинения. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока.

Прекрасные эпохи: от барокко к модерну под голос и орган!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Георг Муффат (1653–1704) Toccata prima из сборника Apparatus musico-organisticus
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария Blute nur из оратории «Страсти по Матфею» BWV 244
  • Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) BWV 572
  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ария Клеопатры Piangero la sorte mia из оперы «Юлий Цезарь в Египте» HWV 17
  • Жан-Филипп Рамо (1683–1764) Ария Des Sauvages из оперы-балета «Галантные Индии»
  • Сезар Франк (1822–1890) Хорал № 3 ля минор FWV 40
  • Рейнальдо Ан (1874–1947) Клорис
  • Морис Равель (1875–1937) Павана памяти почившей инфанты (транскрипция для органа Альфонса Сетена)
  • Эйтор Вилла-Лобос (1887–1959)
  • Ария из «Бразильской бахианы» № 5
  • Жан Арист Ален (1911–1940)
  • Litanies (Литании) JA 119

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

  • Мария Литке, сопрано
  • Дарья Мееркова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.

Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.