Органный концерт при свечах «Бах по-французски и Ave Maria»

20.06
20:00
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

Бах по-французски и Ave Maria— голос и орган в мерцании десятков свечей. Самира Галимова и Лилия Кузнецова, любимый публикой дуэт, представляют программу, в которой встречаются композиторы Германии и Франции.

Вечер откроет роскошное органное сочинение Иоганна Себастьяна Баха, написанное во французском стиле. Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue) создана в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи (1672-1703). Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции.

Ave Maria — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему. В этот вечер прозвучат версии Сен-Санса, Алена и Райнбергера.

Яркие акценты программы — вокальные опусы Габриэля Форе, Лили Буланже, Франсиса Пуленка и Петра Эбена.

В творчестве Габриэля Форе, прожившего долгую жизнь, соединились черты двух столетий. Он стал свидетелем расцвета импрессионизма и символизма, Вагнеровских фестивалей и Русских сезонов. Именно ему обязана французская музыка своим обновлением. В концерте прозвучит Pie Jesu из самого известного композитора — Реквием.

Лили Буланже, также представленная сочинением Pie Jesu, — ученица Габриэля Форе и сестра легендарной Нади Буланже, ставшая первой женщиной, получившей Большую Римскую премию за кантату «Фауст и Елена».

Франсис Пуленк — один из самых ярких композиторов XX столетия, вошел в историю музыки как участник «Шестерки» — группы французских композиторов, вдохновителями которой стали композитор Эрик Сати и литератор Жан Кокто. Один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии, был глубоко верующим, что отразилось в его многочисленных, затрагивающих самые глубины человеческой души, сочинениях.

Чешский композитор и органист Петр Эбен., чье сочинение заявлено в концерте, — один из крупнейших музыкантов ХХ века. На протяжении нескольких десятилетий он выступал с импровизациями на духовные темы в городах Европы, а в 2002 году записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом.

Вечер завершится хоралом основателя французской органной романтической школы Сезара Франка. «Сущность музыкального произведения в его идее, — говорил композитор. — Она душа музыки, а форма — только телесная оболочка души». Этот удивительный человек писал божественную музыку, соединяя в ней землю и небеса. Наполненная высокой духовностью и безупречностью формы, она доходит до самого сердца, продолжая волновать и восхищать наших современников. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Бах по-французски и Ave Maria — прикосновение к небесам.

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue) BWV 572
  • Лили Буланже (1893–1918) Pie Jesu
  • Франсис Пуленк (1899–1963) Priez pour paix
  • Петр Эбен (1929–2007) Lied der Ruth (Gesang zur Trauung 1970)
  • Александр Мозелер (1981*) Agnus Dei
  • Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Ave Maria
  • Allegro moderato из Сонаты № 16 соль-диез минор op.175
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
  • Габриэль Форе (1845–1924) Pie Jesu
  • Жан Арист Ален (1911–1940) Ave Maria
  • Нино Рота (1911–1979) Salve Regina
  • Сезар Франк (1822–1890) Хорал № 3 ля минор FWV 40

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Самира Галимова, сопрано

Лилия Кузнецова, орган

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.