Гении и эпохи: в этот вечер, благодаря немецкому гостю органных вечеров на Ковенском Денни Вильке, встретятся Бах и Лист. Денни Вильке — органист Мерзебургского собора и Мариенкирхе в Мюльхаузене, где когда-то служил Иоганн Себастьян Бах.
Бах — необъятная планета, вокруг орбиты которой вращаются многочисленные композиторы и исполнители. Не остался в стороне и величайший музыкант-романтик Ференц Лист. Количество листовских органных опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для короля инструментов. В программе прозвучат органные транскрипции известных опусов Баха и вариации на баховские темы, созданные Ференцом Листом, который, кстати превосходно играл и на органе.
Основа знаменитых вариаций на тему Баха — первый хор из Кантаты BWV 12 Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen (Плакать, жаловаться, тревожиться, бояться), являющийся своеобразным прообразом Crucifixus из баховской Мессы си минор.
Фантазия и фуга на тему хорала Ad nos, ad salutarem undam из оперы «Пророк» Джакомо Мейербера – самое грандиозное сочинение Листа для органа. Основная тема — стилизованный под средневековую манеру хорал, сопровождающий обряд Крещения в первом акте оперы,
Гении и эпохи: удивительная встреча Баха и Листа через века.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) Вступление и фуга из Кантаты Ich hatte viel Bekümmernis BWV 21 в переложении для органа Ференца Листа
- Ференц Лист (1811 – 1886) Вариации на бассо континуо из Кантаты Иоганна Себастьяна Баха Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen (Плакать, жаловаться, тревожиться, бояться) BWV 12 и из Crucifixus из Мессы cи минор BWV 232
- Иоганн Себастьян Бах Andante Aus tiefer Not schrei ich zu dir из Кантаты BWV 38 в переложении для органа Ференца Листа
- Ференц Лист Фантазия и фуга на тему хорала Ad nos, ad salutarem undam из оперы «Пророк» Джакомо
Исполнитель:
Денни Вильке, орган (Германия)
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.