Органный концерт при свечах «Времена года и французская готика»

27.06
20:00
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

Времена года и французская готика. Вместе с органисткой Еленой Антипиной вы не только окунетесь в солнечное итальянское лето, но и заглянете под сумрачные своды парижских соборов. Напутствие к этому невероятному музыкальному вояжу вы получите от самого Иоганна Себастьяна Баха!

Неизменным спутником Иоганна Себастьяна Бах являлся король инструментов, для которого он создал великое множество сочинений в самых разнообразных жанрах. Прозвучат масштабные двухчастные циклы и хоральные обработки. Прелюдия и фуга до мажор, открывающая вечер, относится к Веймарскому периоду творчества Бах, когда он достигает в исполнительском искусстве высочайшей ступени мастерства, а его дар композитора и импровизатора приближается к зрелости и расцвету. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяют двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. В творчестве Баха этот жанр достиг истинного совершенства.

Величайший скрипичный виртуоз, бесконечно плодовитый композитор, способный создать оперу в течение трех дней, Вивальди сочинил почти 100 опер, более 500 концертов и подарил человечеству бессмертный шедевр «Времена года» — самое популярное сочинение эпохи барокко. Цикл представляет собой первые четыре из двенадцати концертов, входящих в опус 8 под интригующим названием «Спор гармонии с изобретением». Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии.

Знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежит перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто. Он утверждал, что пьеса представляла собой реконструкцию фрагмента музыки Томазо Альбинони, найденного им в 1945 году на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века — неоднократно использовалось в кино.

Другое Адажио выдающегося композитора Сэмюэла Барбера входит в топ лучших музыкальных сочинений второго тысячелетия. Адажио для струнных позже было переработано им же для хора и получило название Agnus Dei.

Готическая сюита Леона Боэльмана, завершающая вечер, — одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. В Готической сюите оживают величественные соборы, с крыш которых обречены вечно взирать мрачные стражи — химеры и гаргульи.

Времена года и французская готика — запоминающийся органный концерт в первый месяц лета.

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 547

Хоральная прелюдия Wachet auf, ruft uns die Stimme BWV 645 (Пробудись, зовет нас голос)

Пассакалия и фуга до минор BWV 582

Хоральная прелюдия Schmücke dich, o liebe Seele BWV 654 (Преобразись, возлюбленная душа)

Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 2 соль минор «Лето» из цикла «Времена года» RV 315: Allegro non molto (Жара) — Allegro (Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина) — II Adagio — Presto (Летняя страда) –— III Presto, tempo impetuoso d’estate (Летняя гроза)

Ремо Джадзотто (1910–1998) Адажио соль минор (приписывалось Томазо Альбинони)

Сэмюэл Барбер (1910–1981) Agnus Dei (Агнец Божий) ор. 11 в переложении для органа

Леон Боэльман (1862–1897) Готическая сюита op. 25: I. Интродукция-хорал — II. Менуэт в готическом стиле — Молитва Божией Матери

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Елена Антипина, орган

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.