Времена года и колокола Вестминстер. Известная петербургская органистка Елена Антипина предлагает совершить невероятную прогулку сквозь века в обществе великих композиторов Баха, Вивальди, Форе, Вьерна.
Концерт откроет Токката, адажио и фуга до мажор — цикл, написанный Бахом в возрасте двадцати четырех лет и ставший своеобразным предисловием к его безграничному органному творчеству. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой.
Баховская Чакона для скрипки соло — вершина скрипичного репертуара, созданная после смерти любимой жены Марии Барбары, в ней соединились земная скорбь и катарсис души, финал которого — победа духа над материей. Сложнейшее полифоническое сочинение ознаменовало новый этап скрипичных возможностей и стало настолько популярным, что многочисленные композиторы в разные времена создали множество его инструментальных версий. Вы услышите Чакону в транскрипции для органа соло.
Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. В творчестве Баха этот жанр достиг истинного совершенства. Одна из таких обработок стала необычайно популярна среди широкого круга публики после выхода на экраны «Соляриса» Андрея Тарковского.
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом» неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые опусы, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Самое популярное сочинение солнечного венецианца — легендарный цикл из четырех скрипичных концертов «Времена года». Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии.
Знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежит перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто. Он утверждал, что пьеса представляла собой реконструкцию фрагмента музыки Томазо Альбинони, найденного им в 1945 году на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века — неоднократно использовалось в кино.
Другое Адажио выдающегося композитора Сэмюэла Барбера входит в топ лучших музыкальных сочинений второго тысячелетия. Адажио для струнных позже было переработано самим же автором для хора и получило название Agnus Dei.
В знаменитой Паване «французского Шумана» Габриэля Фор классические черты жанра органично соединились с тенденциями современной ему эпохи. Жизнь выдающегося французского композитора, органиста, пианиста, дирижера и музыкального критика проходила в эпоху масштабных исторических перемен, поэтому в его стиле переплелись особенности двух столетий.
Концерт завершит легендарная пьеса выдающегося французского органиста и композитора Луи Вьерна, переносящая нас в Вестминстерское аббатство. Композитор мастерски имитирует знаменитый перезвон колоколов, используя всевозможные регистровые возможности органа.
Времена года и колокола Вестминстера — органное путешествия по сезонам и эпохам!
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564
- 2 хоральных прелюдии Schmücke dich, o liebe Seele»BWV 654 (Преобразись, возлюбленная душа)
- Wachet auf, ruft uns die Stimme BWV 645 (Пробудись, зовет нас голос)
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Чакона из партиты ре минор для скрипки соло BWV 1004 в транскрипции для органа Анри Мессерера
- Сэмюэл Барбер (1910–1981) Agnus Dei (Агнец Божий) ор. 1в переложении для органа
- Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 2 соль минор «Лето» из цикла «Времена года» RV 315: I. Allegro non molto (Жара) — Allegro (Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина) — II. Adagio — Presto. (Летняя страда) — III. Presto, tempo impetuoso d’estate (Летняя гроза)
- Ремо Джадзотто (1910–1998) Адажио соль минор (приписывалось Томазо Альбинони)
- Габриэль Форе (1845–1924)
- Павана фа-диез минор ор. 50 в переложении для органа
- Луи Вьерн (1870–1937) Вестминстерские колокола op. 54
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов Елена Антипина, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.