Органный концерт «Рождественские пасторали»

Продолжительность: 1 час 10 минут

VI органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом»

С 23 декабря 2023 по 8 января 2024 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге звучат концерты VI органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля проходят на ПЯТИ площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.

Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, в котором ярким гала-концертом стартует фестиваль, построен по проекту Леонтия Бенуа. Это настоящий французский уголок Петербурга. В храме установлен уникальный исторический орган Walcker, изготовленный в 1910 году одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.

Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей.

В старейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику.

В одном из атмосферных мест старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио, где по воскресеньям проходят интереснейшие концерты, а летом — атмосферный фестиваль open air.

Новая площадка фестиваля — Центр искусства и музыки на Невском 20. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с уникальным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в атмосферных исторических локациях северной столицы и пять самобытных органов — более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!

Рождественские пасторали. Концерт-погружение в светлую, мистическую, полную надежд и чудес атмосферу праздничного времени. Посещение храма и семейные застолья, детские радости, и — много чудесной музыки, наполняющей нашу планету в эти волшебные дни. Вашими спутниками в невероятном музыкальном путешествии станут Бах и Моцарт, Франк и Пярт.

Иоганн Себастьян Бах – вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все мыслимые жанры: протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическую монодию и многое другое. Орган — константа баховского творчества, неизменный спутник Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни, для которого он писал много и с удовольствием. Прозвучит Фантазия во французском стиле и знаменитый цикл Токката, адажио и фуга, а также хоральная обработка «Уходит старый год».

Встреча с Вольфгангом Амадеем Моцартом приоткроет дверь в загадочный мир механической музыки. Музыка для механического органа или часов — особый пласт в европейской истории музыки. Подобные механизмы, где звук записывался на специальных валиках, а музыка воспроизводилась без участия исполнителя, были весьма востребованы в аристократической среде XVIII столетия. «Механическую» музыку писали многочисленные гении, среди которых Гендель и Гайдн, Моцарт и Бетховен. Для исполнения таких опусов на большом органе были сделаны транскрипции, прочно вошедшие в современный репертуар и занявшие в нем достойное место.

Две абсолютно разных пасторали, придающие программе вечера сквозную драматургию, представят два взгляда на жанр из 19 и 20 столетий. Это глава французской романтической органной школы Сезар Франк и шведский композитор и органист Патрик Вретблад, чья жизнь прошла на стыке двух столетий. Сочинение признанного при жизни классика Арво Пярта Annum per annum, что в переводе значит «Из года в год», написано им к 900-летию кафедрального собора в Шпaйере. Погружаясь в удивительную звуковую историю этого опуса, можно еще раз переосмыслить необратимый бег времени. Грандиозный финал вечера — встреча с Луи Вьерном — гением французского романтического органа.

Рождественские пасторали — чудеса рядом с вами!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная обработка Das alte Jahr vergangen ist (Старый год уходит) из Органной книжечки, Фантазия соль мажор BWV 572, Пастораль BWV 590/1, Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Andante фа мажор KV 616
  • Арво Пярт (*1935) Annum per annum (Из года в год)
  • Сезар Франк (1822–1890) Пастораль FWV 31
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Фантазия ми-бемоль мажор
  • Патрик Вретблад (1876–1953) Пастораль ор.11 № 2
  • Луи Вьерн (1870–1937) Финал из Симфонии для органа ре минор ор.14

Исполнитель:

Лилия Кузнецова, орган