Центр искусства и музыки на Невском 20 — уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.
С днем рождения, БАХ! В течение марта музыканты и многочисленные почитатели творчества Иоганна Себастьяна отмечают День рождения гения, а известная органистка из Казани Вероника Лобарева приурочила свой очередной концерт именно к дате его пришествия в мир!
Бах — планета, вселенная, океан. Его музыка востребована и актуальна во все времена. Композиторы самых разных стран в разные эпохи неизменно обращались к его творчеству, не только используя прямое цитирование, но и прибегая к самым дерзким и неожиданным экспериментам. Величайший новатор своей эпохи, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Органная книжечка (Orgel-Büchlein), номера из которой прозвучат в концерте, — сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов.
В этот вечер Иоганна Себастьяна «поздравят» и его многочисленные предшественники. Генрих Шайдеман — любимый ученик великого нидерландского композитора Яна Свелинка. За тридцать лет работы органистом в церкви Святой Екатерины в Гамбурге, Шайдеман снискал признание как талантливый композитор и виртуозный исполнитель, а также органный эксперт. Его творчество стало предвестником органного стиля Дитриха Букстехуде — великого композитора и органиста, главы северонемецкой органной школы, крупнейшего музыкального авторитета своего времени. Масштабность и драматизм его опусов оказали колоссальное влияние она органное творчество Баха. Самобытный стиль мастера отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично сочетается с идеально выстроенной полифонией.
Друг семьи Бахов Иоганн Пахельбель — самый яркий и значимый представитель южнонемецкой органной музыки, получивший при жизни абсолютное признание. Он обучал старших братьев Иоганна Себастьяна, сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной обработки, делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. Предки Георга Муффата по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его музыкальный язык основан на смешении итальянских и французских традиций. Самый известный сборник Муффата для Короля инструментов Apparatus musico-organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.
Лирические эпизоды концерта — сочинения великого Ференца Листа и Клемана Лоре — французского композитора-органиста и педагога бельгийского происхождения, учителя Габриэля Форе и Эжена Жигу.
С днем рождения, Бах! Присоединяйтесь к замечательному празднику!
Программа:
- Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ля минор BuxWV 158
- Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона фа минор
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пастораль фа мажор: Pastorale – Allemande
- Три хоральные прелюдии из «Органной книжечки»
- Клеман Лоре (1833–1909) Канцона
- Ференц Лист (1811–1886) Andante religioso
- Роберт Шуман (1810–1856) Канон № 1 до мажор
- Генрих Шайдеманн (1595–1663) Гальярда ре минор
- Георг Муффат (1653–1704) Toccata Quinta
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов, Вероника Лобарева, орган (Казань)
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.