Органный концерт «Семейство Бахов и музыка в часах»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Семейство Бахов и музыка в часах. В неординарной концертной программе московской гости музыкальных вечеров на Ковенском Анастасии Сидельниковой вы познакомитесь с музыкой многочисленного семейства Бахов и разгадаете тайны создания «механической» музыки.

Вершина органного Олимпа Иоганн Себастьян Бах представлен во всем многообразии своего наследия — от хоральных обработок, в которых ему не было равных, и легендарного «Великого» цикла из Прелюдии с фугой ля минор, до популярнейшей транскрипции струнного концерта Вивальди, чье творчество лейпцигский кантор столь высоко ценил, что не мог удержаться от переложений опусов неистового венецианца для Короля инструментов. Все сыновья Иоганна Себастьяна, а было их шестеро, стали музыкантами. Их успехи были неодинаковыми, но можно только поразиться педагогической одарённости их отца, который сам обучал своих детей музыкальным премудростям. Четверо стали хорошими профессионалами, существенно повлиявшими на развитие европейской музыки. При жизни сам Иоганн Себастьян Бах не знал такой славы, которой достиг Филипп Эммануил. Гайдн и Моцарт считали его композиторский уровень недостижимым для себя. «Мы все дети, а он отец», – восторженно говорил о нём Моцарт. Иоганн Кристиан Бах был младшим сыном Иоганна Себастьяна. Он был весьма популярным композитором, сочинявшим в модном галантном стиле, и дальше всех своих родственников отошёл от семейных традиций. Во-первых, он в отличие от всех других Бахов, постоянно живших в Германии, искал счастья за границей и жил сначала в Милане, а потом в Лондоне. Во-вторых, он отрёкся от протестантской религии и крестился в католичество, за что был осуждён семьёй. И в-третьих, он единственный из всех Бахов сочинял оперы.

Музыка для механического органа или часов – особый пласт в европейской истории музыки. Подобные механизмы, где звук записывался на специальных валиках, а музыка воспроизводилась без участия исполнителя, были весьма востребованы в аристократической среде. «Механическую» музыку писали многочисленные гении, среди которых Гендель и Гайдн, Моцарт и Бетховен. Гениальная Фантазия Моцарта KV 608 создана незадолго до его смерти по заказу Мюллера для мемориального зала фельдмаршала Гедеона Лаудона, австрийца, отличившегося в Семилетней войне. Наиболее популярный опус для механических часов Бетховена – Анданте из пятичастной Сюиты, обнаруженной после кончины гения. Изучая ноты, друзья композитора были озадачены тем, для какого инструмента написан текст. Загадку странного манускрипта смог раскрыть Альберт Капферман — музыка была написана для механического органа или музыкальных часов.

Французский гость вечера — Марк Антуан Шарпантье, гениальный композитор, надолго забытый после своей кончины, а ныне признанный одним из лучших мастеров эпохи короля Людовика XIV. Автор многочисленных сочинений в жанре духовной и светской музыки, он был единственным французским композитором своего времени, писавшим оратории. Благодаря сотрудничеству с Мольером и другими видными драматургами своего времени, Шарпантье с удовольствием творил для театра

Присоединяйтесь к семейству Бахов под чудесные мелодии для механических часов!

Программа:

  • Марк Антуан Шарпантье (1643–1704) Te Deum
  • Антонио Вивальди(1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах( 1685–1750) BWV 593 концерт ля минор в 3х частях: Allegro – Adagio – Allegro
  • Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия O, Lamm Gottes, unschuldig BWV 656 из 18 лейпцигских хоралов
  • Хоральная прелюдия In dulce jubilo BWV 729
  • Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
  • Карл Филипп Эмануил Бах(1714–1788) Соната№ 5 ре мажор в 3-х частях: Allegro – Adagio – Allegro
  • Иоганн Христиан Бах(1735–1782) Фуга до минор
  • Людвиг ван Бетховен (1770–1827) Адажио фа мажор из 5 пьес для механических часов WoO 33
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор K 608

Исполнитель:

Анастасия Сидельникова, орган, Москва

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.