Сквозь лабиринты времени — концерт выдающейся органистки наших дней Регины Каменщиковой при участии Екатерины Калининой.
Лабиринт — ритмическая структура, которая не сразу позволяет осознать свойства звукового пространства, диктуя жесткие параметры времени, внимания и вектора движения. Маленький гармонический лабиринт Баха — уникальная пьеса-квест, где на протяжении краткого времени гармония непрерывно меняется, проходя самые отдаленные тональности. В лабиринте существуют звуковые Вход-Центр-Выход. Вход и Выход из лабиринта обеспечит замечательный провожатый – его создатель, Иоганн Себастьян Бах. Этот опус находится в стороне от основного баховского репертуара и является смелым и дерзким экспериментом мастера в области гармонии. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления. Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было тогда принято.
Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южнонемецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. Иоганн Фоглер — немецкий органист и композитор, ученик Баха. Известны только три его сочинения — хоральные обработки для органа, среди которых выделяется «Страдания, боль и смерть Иисуса». Иоганн Людвиг Кребс — немецкий композитор, лютнист и органист эпохи барокко. Он также был учеником Баха, продолжил линию позднего барокко и традиционной немецкой полифонии. Органное наследие Кребса насчитывает сотни произведений, их манускрипты хранятся в Берлинской библиотеке. Связь с Бахом безошибочно прослеживается и в музыке Сезара Франка — великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Иоганном Себастьяном. Великолепное владение композиторским мастерством проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен лейпцигского кантора. Цикл из Трех хоралов для большого органа по сей день вызывает непреходящий интерес у исследователей органной культуры. Не связанные с каноническими церковными песнопениями, хоралы представляют собой развернутые и захватывающие романтические поэмы, масштабные по своей по форме и замыслу.
В концерте принимает участие вокалистка Екатерина Калинина, которая исполнит шедевры Паоло Тости и Сезара Франка.
Программа:
- Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона фа минор
- Хоральная прелюдия Vom Himmel hoch da komm ich her
- Иоганн Каспар Фоглер (1696–1765) Хоральная прелюдия Jesu Leiden, Pein und Tod
- Иоганн Людвиг Кребс (1713–1780) Хоральная прелюдия Ach Gott! erhör mein Seufzen
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия на тему Komm, heiliger Geist, Herre Gott BWV 651
- Фантазия до минор BWV 562
- Паоло Тости (1846–1916) Ave Maria
- Ridonami la calma (Ave Maria)
- Иоганн Себастьян Бах Фантазия соль мажор BWV 572 (Piece d'Orgue)
- Хоральная прелюдия Wer nur den lieben Gott lasst walten BWV 691
- Маленький гармонический лабиринт BWV 591
- Сезар Франк (1822–1890) Panis angelicus Хорал ми мажор
Исполнитель:
Екатерина Калинина, сопрано
Регина Каменщикова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.