Органный концерт «Сквозь времена с Бахом и Вивальди»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Орган и виолончель. Петербургские музыканты Дмитрий Сатушев и Алие Абдурашитова проведут вас через несколько миров: барокко, романтизм и день сегодняшний в обществе Баха, Вивальди и Мендельсона.

Баховские сюиты для виолончели соло стилистически очень схожи со скрипичными партитами. Открыв новые технические возможности инструмента, великий мастер вновь обогнал время. В каждой из шести сюит объединено семь номеров: танцевальные номера предварены обязательной прелюдией.Отдельные пьесы настолько выделяются оригинальностью стиля и новаторством музыкального языка, что некоторые из них уже давно исполняются в концертах в качестве отдельных номеров. Три сонаты для виолы да гамба и клавира были написаны Иоганном Себастьяном в период пребывания на посту капельмейстера и в Кётене. В отличие от сольных виолончельных сюит, сонаты для виолы да гамба с клавесином гораздо легче в техническом отношении; а клавесинист является полноправным участником ансамбля. Этот цикл разделил участь большинства баховских опусов, не опубликованных при жизни автора: они впервые увидели свет в 1860, а в наше время прочно вошли в репертуар виолончелистов.

В этот вечер прозвучит и соната «солнечного» итальянца Антонио Вивальди, признанного короля итальянского барокко. Яркий акцент концерта – сочинение нашего современника, блестящего виолончелиста и самобытного композитора Джованни Соллимы.

Сольный орган представлен ранним шедевром Баха: Пассакалией – она делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа.

Шесть Сонат заслуженно занимают центральное место в органном творчестве Мендельсона. Завершенные за два года до кончины композитора, они представляют собой смешение типичных для органной музыки форм. Одним из основных жанров в литургии была и остается хоральная обработка. Можно сказать, вся музыкальная эстетика культа выросла из переосмысления одноголосного хорала, сначала григорианского, а затем, с 1517 года, – и протестантского. Этому жанру отдает дань в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Сквозь времена с Бахом и Вивальди – незабываемый музыкальный вояж.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалия и фуга до минор BWV 582
  • Антонио Вивальди (1678–1741) Соната для виолончели и бассо-континуо № 5 ми минор: Largo – Allegro – Lento ed espressivo – Vivo
  • Иоганн Себастьян Бах Прелюдия ре минор из Сюиты для виолончели соло № 2 BWV 1008
  • Сарабанда до мажор из Сюиты для виолончели соло № 3 BWV 1009
  • Джованни Соллима (1962) – Дмитрий Сатушев (1983) Terra Aria для виолончели соло
  • Феликс Мендельсон (1809–1947) Соната ля мажор ор.65 №3 :Con moto maestoso – Andante tranquillo
  • Иоганн Себастьян Бах Соната для виолы да гамба и клавира № 3 соль минор BWV 1029: Vivace-Adagio-Allegro

Исполнитель:

  • Дмитрий Сатушев, виолончель
  • Алие Абдурашитова, орган