Органный концерт «Солнечное барокко Италии: орган и мандолина»

Солнечное барокко Италии — петербургские музыканты приглашают насладиться неповторимым звучанием мандолины в ансамбле с органом, наполниться ласковым итальянским солнцем и яркими незабываемыми эмоциями.

Мандолина появилась в Италии в XVI веке, а первыми опусами, созданными для нее, стали обработки популярных танцев и песен. В следующем столетии голос мандолины все чаще стал звучать в оркестре, вписавшись в партитуры кантат, опер и ораторий. XVIII век — расцвет искусства игры на мандолине. Снискавшая необычайную популярность в соседних с Италией странах, она стала излюбленным инструментом в камерном музицировании. Особый успех мандолина приобрела в Париже, куда вслед за оперными певцами устремились и итальянские мандолинисты-виртуозы.

Пьетро Дени, обучавшийся Неаполе, обосновался в Париже. Известен также как блестящий педагог и автор методики обучения игре на мандолине без учителя.

О композиторе XVIII века Аддиего Гуэрре, представленным Сонатой соль мажор для мандолины и basso continuo, ничего не известно. Рукопись этой чудесной пьесы хранится в библиотеке консерватории имени Джузеппе Верди в Милане.

Невероятный каскад ритмов и гармоний подхватит публику в сочинениях Антонио Вивальди –— неугомонного рыжего аббата, чье творчество пронизано солнечной энергетикой Италии, а также Алессандро Марчелло — автора легендарного гобойного концерта, Адажио из которого прозвучит в гениальной органной транскрипции Иоганна Себастьяна Баха, как и популярный струнный концерт Вивальди.

Русский гость вечера — Дмитрий Бортнянский, обучавшийся композиции в Италии. Композитор пользовался при жизни огромной популярностью и был назван Орфеем реки Невы. Создатель русского хорового концерта a cappella Бортнянский написал более ста произведений в этом жанре, а также многочисленные камерно-инструментальные и клавирные сочинения. Опираясь на европейскую традицию, он оказал огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Сюита в старинном стиле нашего выдающегося соотечественника Альфреда Шнитке –— образец гениальной стилизации. Изначально композитор задумал создать музыку к кинофильмам Элема Климова «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт». Лишь в семидесятые годы XX столетия Сюита стала многочастным концертным циклом в стиле барокко. Существует множество инструментальных вариантов Сюиты. За версией для скрипки и фортепиано последовали неожиданные варианты, например, для виоль д'амур, клавесина и ударных. Вторая часть сюиты стала основой одного из эпизодов Первой симфонии, а приемы старинной музыки прочно вошли в арсенал Шнитке, наряду с самыми дерзкими современными экспериментами.

Солнечное барокко Италии — завораживающее сочетание тембров и магия барокко!

Программа:

  • Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) Концерт ля минор BWV 593: Tempo giusto – Adagio – Allegro
  • Антонио Вивальди (1678–1741) Соната ре минор для мандолины и органа:
  • Adagio – Allegro – Allegro – Presto
  • Алессандро Марчелло (1669–1747) Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799
  • Маттео Каччини (1573–1640) Две пьесы для барочной мандолины соло: Aria di Venezia, Alemanda
  • Альфред Шнитке (1934–1998) Сюита в старинном стиле: Menuet – Fugue
  • Дмитрий Бортнянский (1751–1825) Концерт ре мажор для чембало с оркестром
  • (переложение для органа Натальи Михайловой)
  • Пьетро Дени (XVIII век) Каприс № 1 для мандолины соло
  • Аддиего Гуэрра (XVIII век) Соната соль мажор для мандолины и бассо континуо:
  • Allegro – Largo – Allegro

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

  • Екатерина Забайрачная, мандолина, барокмандолина
  • Наталья Михайлова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.